Пенсионерская правда
Номер от 29 апреля 2011 г.

В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
Добрый день, уважаемая редакция «Пенсионерской правды»! Спасибо, что напечатали мой первый рассказ-воспоминание «Житие моё» («ПП» № 6, 2010 год. – Ред.). Хочу поделиться с вами первой и главной радостью минувшего года.

После большого перерыва в связи с операцией на глазах я наконец-то могу без вреда для зрения читать и писать. «Пенсионерскую правду» получаю с января 2010 года. Прочитал все номера от корки до корки. Смело и правдиво пишут пенсионеры. Особенно понравилась мне статья Любови Больновой «Ложка дёгтя в бочку мёда» в пятом номере газеты. По тому, как много откликов на эту статью вы напечатали, (а прислали-то, поди, ещё больше?) могу судить, что Любовь Михайловна подняла тему, о которой все шептались, но заговорить вслух не отваживались.

Недоумение у меня вызвала статья Г. В. Шараповой из Вологды «Перестаньте плакать о бедности» («ПП» № 5, 2010 год. – Ред.). Чем ей так насолило советское время? Нехорошо же поливать грязью наше прошлое – все мы там жили. И помнить надо, что это кусочек нашей истории. Да, согласен, стояли в очередях за продуктами и товарами, но у всех, кто хотел работать, была работа, все учились и лечились бесплатно, был госстрах, был профсоюз, который стоял на защите рабочего класса. Советская власть обеспечивала людей жильём, и плата за жилплощадь и услуги была разумной. Многие и сейчас живут в домах, построенных ещё при советской власти.

Ну да ладно, каждый из нас имеет право на собственное мнение. Я же расскажу, как жила при советской власти моя семья. Сразу оговорюсь: к партийной номенклатуре отношения не имел. Я выходец из деревни. После службы в армии жил и работал во многих городах Советского Союза. (В настоящее время живу в деревне.) Познакомился с будущей женой в годы учёбы. После учёбы прибыли в Магнитогорск. Сначала жили в общежитии. Затем нам дали квартиру: сначала однокомнатную, потом двухкомнатную, а затем и трёхкомнатную.

Через четыре года переехали в Казахстан – в город Шевченко (ныне Актау). Трудности, конечно, были, пока не освоились. Восемь месяцев жили в общежитии «Три богатыря». Такое название оно получило потому, что состояло из трёх восьмиэтажных корпусов, объединённых нижним этажом. В первом корпусе жили строители, во втором – энергетики, в третьем – работники передвижной мехколонны. Затем около пяти лет жили в двухкомнатной квартире с подселением, затем в двухкомнатной отдельной. А после рождения второго сына нам дали трёхкомнатную квартиру в очень удобном месте. Всё было рядом – море, магазины, детские садики, школа и комбинат, где работала моя жена. Только я по-прежнему ездил на работу почти за 10 километров – на промзону. В городе Шевченко мы прожили 23 года – вплоть до перестройки. Каждое лето всей семьёй ездили по профсоюзным путёвкам то в санаторий, то в дом отдыха. А ведь работал я не «шишкой», а рядовым электромонтёром.

Пришла перестройка, и всё на глазах жителей города стало меняться, рушиться, распадаться. Экспериментальный детский комбинат, где было 14 групп детей, с плавательным бассейном приватизировали и приспособили под офисы. Одни предприятия без причин закрывались, другие распадались, третьи меняли свои вывески. Люди стали выезжать из города, оставляя нажитое имущество и продавая за полцены жильё. Менялся строй, менялась жизнь. Всё, что мы построили, чего достигли в советское время, всё осталось там, в Казахстане. Как наша семья оказалась в деревне, как здесь выживала, строилась и приспосабливалась, одному Богу известно. Об этом сейчас не хочу вспоминать.

Поделюсь впечатлениями минувшего года. С мая до осени к нам приезжали дети и внуки. Первым приехал старший сын Олег с женой Таней. Олегу надо было менять паспорт, так как 19 мая ему исполнилось 45 лет. В июне нас навестила наша знакомая - бывший детский врач Лидия Дмитриевна Кучинская. В Актау мы жили в одном микрорайоне, наши старшие сыновья учились в одной школе и вместе ходили на тренировку по настольному теннису, вместе занимались в кружке по моделированию. В июле мы встречали внучку Риту (дочку старшего сына) и младшего сына Славика с женой и дочкой. В конце августа мы проводили гостей, а в сентябре я на две недели уезжал в Украину, где живут две мои сестры и племянники. Проведал там всех родственников, даже родную школу посетил. Среди молодых педагогов были две дочери учительниц моего детства, которых, как оказалось, уже нет в живых. Вот такие впечатления оставил у меня минувший год.

Первым народным праздником наступившего года будет День защитника Отечества – 23 Февраля. В этой связи хочу отметить письмо Валентины Белёвой «За что же сыночков в «горячие точки»?» («ПП» № 2, 2010 год. – Ред.). Она правильно пишет: «Сколько их, наших замечательных парней, истребили и покалечили физически и морально на войнах, которые нам совсем не нужны!» Я сам и оба сына служили срочную. Мы с Олегом прошли службу в армии ещё в советское время, а вот младшему сыну пришлось служить уже после распада СССР. Побывал он на второй чеченской войне. До армии был парень как парень – общительный, уравновешенный. А вернулся – стало не узнать. Мать не выдерживала – уходила из комнаты, когда он ночью во сне начинал с кем-то схватываться, кого-то крыть матом, кого-то ловить… Эти ночные кошмары с ним продолжались больше года. И с тех пор я не верю тому, кто говорит, что нынешняя война не действует на психику парней.

Но как бы там ни было, а надо кому-то защищать и охранять страну, в которой мы живём. Не продавать же святое место, где жили твой отец, дед и прадед! Моё мнение: в «горячие точки» надо посылать хорошо обученных и опытных солдат, а не призывников первого года службы.

В письме Валентины Белёвой, о котором я веду речь, меня задела такая фраза: «…Мы тоже хороши – на выборы власти не ходим, брюзжим потихоньку, сидя на скамеечках». Мне думается, на выборах от нас с вами мало чего зависит. Приведу пример. У нас в Ставрополье на выборах в Госдуму 11 марта 2007 года победила «Справедливая Россия». Так те, кому «справедливороссы» были неугодны, постарались быстро их подставить. Я никогда не состоял ни в какой партии, хотя получал от разных партий открытки с поздравлениями и анкеты с вопросами.

Вот и в прошлом году 12 июня мне прислали поздравления с Днём России и днём моего рождения, который тоже 12 июня, и анкету с названием «Поговорим о жизни». В той анкете было 12 вопросов. Я ответил на все, кроме одного – в чём смысл жизни? Сидел ломал над ним голову: и правда, в чем? Кажется, написал (простите великодушно): «а хрен его знает, в чём». А что ещё мог написать, если одним словом на такой вопрос ответить невозможно.

Но если серьёзно, то смысл жизни каждый здравомыслящий человек видит в том, чтобы был у него надёжный тыл – дом, семья, дети, внуки. Чтобы была работа, не унижающая его личность. Чтобы он с надеждой, а не со страхом думал о завтрашнем дне. Чтобы жил заботой о благополучии не только личном, но и страны. Чтобы знал, что Родине своей нужен и Родина о нём заботится.

Посылаю вам фото, на котором моя семья была счастлива, то есть я как глава семьи имел все перечисленные выше составные части смысла жизни. На этом фото я, мой старший сын Олег, только что окончивший десять классов, и младший сын Слава – детсадовец. К слову, в тот год я бросил курить.

Иван Петрович Бурлаченко, 357322, Ставропольский край, Кировский район, пос. Комсомолец