Пенсионерская правда
Номер от 29 апреля 2011 г.

Коммунальные платежи. За что?
Собственники жилья в многоквартирных домах обязаны платить за содержание и ремонт жилого помещения, включающие в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).

В предъявляемых нам счетах-квитанциях на оплату это записано кратко «Содержание жилья» без указания, из каких составных частей состоит это «Содержание…». Имеются они в «Расчётах стоимости укрупнённых видов работ, включённых в размер платы за жилое помещение». Очередной такой расчёт (приложение №2 к постановлению мэра г. Северодвинска от 30 ноября 2010 года №445-Па) опубликован в бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» - «Вполне официально», №53 от 23 декабря 2010 года.

По моему мнению, установленная ЖК РФ плата за всё, что входит в содержание жилья, и плата за отопление (пункт 29 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг») с квадратного метра общей площади жилого помещения не имеет под собой ни логического, ни физического, ни правового обоснования. В самом деле, как можно устанавливать законом и взимать ежемесячно плату с каждого квадратного метра площади жилья за содержание и ремонт относящихся к общему имуществу дома почтовых ящиков, контейнеров для сбора твёрдых бытовых отходов, внутридомовых труб, ТБО, лестничных площадок, лестниц, отопления и т.д., если все они имеют свои собственные единицы измерения - штуки, погонные метры, килограммы, квадратные метры площадей и поверхностей нагревательных приборов.

Казалось бы, чего проще: установи нормы и цены на выполнение работ по содержанию жилья и плати за реально сделанные вещи, выполненные работы. Теперь же каждый из собственников многоквартирных домов ежемесячно вот уже в течение шести лет платит (вынужден платить, поскольку его обязывает это делать ЖК РФ) практически за невыполненные работы и услуги. Мы платим большие денежные суммы за такие непрозрачные по содержанию работы, как «подготовка зданий к эксплуатации весной и осенью», «работы в жилых помещениях», «осмотры (обслуживание) зданий», «ремонт конструктивных элементов», «обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций и оборудования», «приобретение почтовых ящиков и контейнеров».

Куда ушли, где осели выплаченные жильцами в течение шести лет денежные средства за практически невыполненные работы и услуги?

Принимая систему оплаты содержания жилья и отопления с квадратного метра площади жилья, законодатель, видимо, преследовал следующие цели: минимум учёта и контроля, спокойная жизнь чиновничества, максимум изъятия у населения денежных средств и решение жилищной проблемы путём выселения неплатежеспособного населения из полнометражных квартир в малометражные через систему непомерной платы за жильё и отопление.

Эта система оплаты самый сильный удар наносит по одиноким пенсионерам. Эти люди жили когда-то в больших семьях, потом дети убыли, и старики остались одни в полнометражных квартирах. Они и хотели бы переехать в небольшие по размерам жилые помещения (меньше уборки, теплее, меньше плата), но ведь они прожили в своей квартире большую часть жизни, здесь всё напоминает им о былом, а потому переезд из неё для многих подобен смерти.

Недостатком ЖК РФ является и то, что его статья 36 конкретно не устанавливает, что относить к общему имуществу многоквартирного дома, что властям всех уровней, в том числе и местным, даёт возможность манипулировать понятием «общее имущество» по своему усмотрению. Например, администрацией МО «Северо-двинск» содержание ряда работ, отнесённых к общему имуществу многоквартирного дома, сделано непрозрачным, то есть они не содержат ни объёма, ни периодичности их выполнения, это подготовка здания к эксплуатации, работы в жилых помещениях, осмотры (обследования) здания и т.д.; с 1 января 2011 года установлена плата за «обслуживание газовых плит» как за общее имущество дома, что противоречит части 1 ст. 36 ЖК РФ; с 1 января 2011 года введена плата «за утилизацию ТБО» как за общее имущество дома. Это, во-первых, неправильно потому, что в законодательстве определение термина «утилизация» не содержится, власти ещё собираются узаконить его («Российская газета» №4 от 13 января 2011 года, публикация «Большая чистка»). Во-вторых, «утилизация отходов» - не имущество, а коммунальная услуга.

Раньше, до введения в действие ЖК РФ, вывоз ТБО тоже был коммунальной услугой. И по логике он относится к услуге. Перевод её в состав общего имущества дома сделан вопреки здравому смыслу с целью не предоставлять меру соцподдержки (льготу) потребителям этой услуги.

Установленная Жилищным кодексом система оплаты за жильё и отопление с квадратного метра общей площади жилья, а не за фактически выполненные работы по содержанию жилья и услуги по отоплению, не только не обоснована, но она противоречит (нарушает) положение статей 15, 35, 55 Конституции РФ о имущественном праве.

Я пытался через Конституционный суд РФ разрешить противоречие между системой оплаты и упомянутыми статьями Конституции. Однако КС отказал мне в рассмотрении жалобы по существу, сославшись на формальные причины. Я понял, что суд встал на сторону первой и второй властей: разве он будет рассматривать такую большую проблему по жалобе одиночки? И пришёл я к выводу, что решать проблему платы за жильё и услугу по отоплению надо сообща, нужно вести борьбу всем миром.

Владимир Феофанович Томилов, г. Северодвинск Архангельской области