Пенсионерская правда
Номер от 29 апреля 2011 г.

И была везде у нас дорога…
Здравствуйте, уважаемые журналисты! Передайте моё спасибо тому человеку, который придумал «Пенсионерскую правду» и «Пенсионерскую газету», дай Бог ему хорошей жизни. Некоторые статьи читаешь про нашу жизнь - аж слёзы наворачиваются. А потом хочется и о своей судьбе рассказать. Я и решился написать…

Родился я в 1939 году в семье крестьянина в селе Заболотье Сасовского района Рязанской области. Ничего завидного в нашей жизни не было. В семье росли трое детей.

Во время начавшейся коллективизации дед ни в какую не хотел вступать в колхоз. Тогда у него отобрали корову, лошадь и весь сельхозинвентарь. Но дед не стал горевать, он был хороший портной, поэтому вместе со своим сыном, моим отцом, пошёл по деревням обшивать земляков. На всю зиму уходили. Заработали денег, купили дом в соседней деревне и рядом ещё дом построили. Но отец недолго пожил, умер…

Мать, конечно, работала. К примеру, жала серпом хлеб. Придёт домой вся измученная. Достанет из кармана колоски, даст нам, мы их обшелушим, на жерновах смелем, мать лепёшек со щавелем напечёт.

Про войну всё известно, ну или почти всё. А ведь и после неё тяжело народу было. 1947 год - голод… Что скрывать, ребятня ходила на колхозное поле за колосками. А там - строгий объездчик, поймает - засечёт. Поэтому мы отправлялись на поле по утрам, покуда объездчик дома убирается и в контору ходит.

Хоть в бедноте нам жилось, но весело. Из школы придёшь - и на улицу, в старинную русскую игру городки играть, в мячи. Мать кличет домой - уроки делать пора, да какие там уроки!

Была у нас небольшая речка, в ней рыба водилась - пескарь, окунь, елец, иногда и щука попадалась на ту же удочку. Но спасением семьи была всё-таки не рыба, а корова.

Начальная школа находилась в нашей деревне, а дальше надо было учиться в соседней деревне, за четыре километра от нас. Шесть классов я окончил, а потом заболел, и школьное учение моё на этом прекратилось. Таких, как я, в основном жизнь учила, у неё хорошие университеты.

Мой дядя, отцов брат, работал трактористом МТС (машино-тракторной станции) и меня оформил в тракторную бригаду прицепщиком. В 1957 году я заработал 300 рублей и 250 килограммов хлеба - тогда в МТС платили, в колхозе же - мало, а то и совсем ничего.

В 1958 году я поступил на шестимесячные курсы в училище механизации в городе Шацке Рязанской области. Выучился на тракториста и на шофёра. Посадили меня на трактор. Тут стало ещё веселее жить. Отработаешь - вечером в клуб. Какое в то время было веселье? Гармонь, балалайка, мандолина, пляска. Нам это всё нравилось. Не сравнишь с тем, что ныне: пьянство, наркомания, воровство. Теперь и девушки, женщины пьют, курят хлеще мужчин. Проституция процветает…

В 1958 году меня призвали в армию. Определили в хозяйственную часть, службу я провёл в кабине грузового автомобиля.

Мне в армии понравилось: вовремя спать положат, вовремя разбудят, вовремя накормят. Оденут, обуют.

Строем мы ходили с песней. Самая наша любимая песня была «Пой, солдат, пой». К сожалению, слов не помню, только отдельные строчки. Может быть, мне поможет кто-нибудь из читателей? Буду очень благодарен.

В 1961 году я уволился в запас. Приехал домой, погулял с неделю, скучно стало - поехал в район устраиваться на работу. Взяли меня слесарем в сельхозтехнику, через два месяца дали машину. Год трудился, рассчитался, потому что мать стала стареть и попросила меня вернуться в колхоз. Вернулся. Опять сел за баранку.

Наш колхоз «Красный восход» был не богатый, но и не бедный. Деньги за работу выплачивал вовремя. В 1967 году хозяйство стало свекловодческим совхозом. В него входили три деревни - Хутор, Хреново и Заболотье. Возглавлял совхоз Борис Михайлович Стародубцев. Дело он вёл грамотно, умно. Построил четыре дома двух-этажных, десять коттеджей, Дом культуры, детские ясли, мастерские и так далее. С народом вёл себя правильно. В просьбах не отказывал. Недаром ему присвоили звание почётного гражданина района.

Вот такой получился очерк.

Иван Иванович Лобахин, село Каргашино Сасовского района Рязанской области