Пенсионерская правда
Номер от 28 марта 2011 г.

Хватила деревня горюшка
Здравствуйте, дорогая редакция «Пенсионерской правды». Я подписалась на вашу газету. А познакомилась-то с нею вот как. Пришла на почту пенсию получать и увидела эту газету, купила, прочитала и выписала. Спасибо вам, дорогие сотрудники, что даёте возможность простому человеку от души высказаться. То, о чём люди пишут, всё правда.

МНЕ 80 лет. Я много пережила и сейчас живу несладко.

Когда Великая Отечественная война началась, мне было десять лет. Помню, как деревня провожала на фронт отцов и парней молодых. Такой плач стоял, что и сейчас слёзы накатываются. И началась у деревни трудная жизнь. Мама и все деревенские женщины ходили на раскорчёвку полей. Я оставалась дома за хозяйку и нянчилась с годовалой сестрёнкой. По наказу мамы надо было и ей еду сварить, и для семьи. Хорошо, что мы корову держали, и поэтому обрата было вдоволь. Молока и масла в годы войны не едали, потому что не только молоко и масло, но и яйца, шерсть овечью, кожу свиную сдавали государству для фронта. Сами жили как придётся. Ходили со взрослыми по черемшу за 12 километров, весной, когда начинали пахать картофельные поля, искали оставшиеся с осени картофелины. Ели лебеду, пучки, саранки, крапиву – да всё, что было съедобным. Кто-то выжил, а кто-то и не выжил... На своём огороде мы садили картошку, но она почему-то плохо урождалась и была сильно мелкая. А вот у соседа (на него была наложена бронь, и он жил дома) картофельные грядки давали хороший урожай, и он картошку всегда продавал – по 300 рублей пуд. У кого деньги водились, те покупали.

Подросла я чуток и пошла работать в лес. Жили мы в бараках, получали паёк. Получишь его и, пока идёшь до барака, не заметишь, как съешь этот кусочек хлеба. В столовой кормили супом из непросеянного гороха. Этот суп и сейчас перед глазами: мутная жижа с мусором и белыми червями по верху. Выбросишь их и хлебаешь – есть-то ведь сильно хотелось.

После войны тяжело пришлось, но как-то всё быстро стало налаживаться. Отец пришёл из армии с одним глазом и вторым видел плохо. 217 осколков войны застряло в нём, эти «железки» долго выходили из него. Да, хватили люди горюшка. Отца моего и мамы давно нет. Но память о них свято храню. И плачу по ним, когда читаю или слышу, как ветераны войны жалуются на свою жизнь. Уж им добавляют-прибавляют пенсии, а им всё мало. А нам, простым пенсионерам, тоже лиха сполна хлебнувшим, поднимут пенсию на копейки, мы и рады-радёхоньки. Два года назад я похоронила мужа и осталась одна. Здоровья тоже нет – сильно болят голова и ноги, про другие болезни уж и не пишу. Спасибо добрым людям – приходят попроведать, помочь.

Дорогая редакция, у меня просьба к вам. Напечатайте, пожалуйста, слова песни, которую пела певица Зара на вечере памяти Л.Г. Зыкиной. Записать я не смогла, но запомнила такие слова: «Зачем меня окликнул ты, зачем ушёл в глухой рассвет? Ни для меня, ни для тебя ответа нет…»

Нина Тимофеевна Белькова, 636132, Томская область, Шегарский район, пос. Мельниково, ул. Ленина, дом 58б