Пенсионерская правда
Номер от 25 февраля 2011 г.

Запоздалое «прости»
Материнское сердце – самое беспокойное. Ведь где бы вы ни находились, в каком бы возрасте ни были, оно будет всегда болеть о вас. Никто, ничто, никогда не может заменить самого родного человека, чьё имя звучит нежно и просто – мама.

Ольга Семёновна, маленькая, сухонькая старушка, привычно хлопотала по хозяйству. Ей, деревенской, к труду не привыкать: надо домашнюю скотинку накормить, печь истопить, обед приготовить. Вот только силы стали не те – уже далеко за семьдесят, и со здоровьем не всё ладно. В жизни горюшка она хлебнула немало. Не сумела простить измены мужа, одна воспитывала сына. Бессонные ночи, тревоги, нехватка денег… Но Ольга Семёновна не жаловалась. Не раз приходил бывший супруг под хмельком, совал деньги. Но она не брала, лишь молча указывала ему на дверь, потому что привыкла рассчитывать только на себя. После колхозной работы она вечерами вязала крючком кружевные скатерти и салфетки. А потом ездила в город, где и выручала за свой товар немного денег. Летом продавала зелень, ягоды, овощи со своего огорода. И на зависть всем вырастила и выучила Сашеньку.

При воспоминании о сыне у Ольги Семёновны на глаза навернулись слёзы. Она достала из комода старый альбом с пожелтевшими фотографиями и с любовью стала их рассматривать. На этом снимке её Сашеньке четыре года, а на этом он первоклассник, а вот выпускной. И свадебный – молодожёны Саша и Галя. После окончания Московского университета её сыночек домой так и не вернулся. Остался в Москве, где встретил свою вторую половинку. Он уже отец двоих детей, директор крупного предприятия. Пишет редко. За десять лет ни разу её не навестил. В одном письме сообщил, что очень занят на работе, приехать не сможет, а отпуск хочет провести с семьёй за границей. Где её сыночек только не побывал: в Испании, Франции, Греции, Германии. Только к ней никак не вырвется. Да и что ему делать в деревне, где остались одни полуграмотные старики? Он человек давно столичный, образованный, у него своя жизнь.

Ольга Семёновна не роптала на судьбу. Сашенька и его семья – всегда самые желанные гости в её доме. Вдруг сын приедет без всякого предупреждения. А уж пирожков она напечёт. Пироги получились пышные, румяные. Ольга Семёновна сложила их в миску, накрыла полотенцем, чтобы не остыли. Почувствовав боль в области сердца, мысленно успокаивала себя: «Ничего, полежу немного, и всё пройдёт»… Ночью она умерла, так же тихо, как и жила.

На следующий день Александр Васильевич срочно выехал по телеграмме. Дверь ему открыли соседи. Со щемящим чувством он переступил порог родного дома. Подошёл к кровати, на которой неподвижно лежала мать, поцеловал её в холодные губы и со словами «прости меня, мама» зарыдал, как ребёнок. Многого он достиг в жизни и имел всё, о чём другие могли только мечтать. Но теперь он потерял самое дорогое – маму. А на столе его ждали давно остывшие пирожки с капустой.

Людмила Юрченко, г. Северодвинск