Пенсионерская правда
Номер от 18 октября 2010 г.

Мой друг велосипед
Здорово, наверное, пролететь над родными просторами на параплане. Или сплавиться с друзьями по бурной реке на катамаране. Или окунуться в глубины моря с аквалангом. Об этих модных увлечениях сейчас пишут много. А мне вспоминается хорошо забытое старое. В конце 50-х годов прошлого века я работал инструктором Ярского райкома комсомола Удмуртской Республики. Приходилось много ездить по деревням. На чём? Да конечно же на велосипеде! Это было ни с чем не сравнимое наслаждение. Катишь по просёлочной дороге – и перед тобой открывается необъятная даль во всей её необыкновенной красоте. Тишина. Слышишь только пересвист птиц да трель жаворонка в небе. И не беда, если дождь хлынет.

ИНОГДА «друга» приходилось тащить на своём плече. В таких случаях невольно вспоминал Ефима Михеевича Артамонова. Более двухсот лет назад жил он на Урале. Работал кузнецом. Слыл большим выдумщиком. Придумал машину-самокат, у которой было два деревянных колеса с железными ободьями, педаль и руль. Педали закреплялись на оси переднего колеса, и колесо это с помощью педалей можно было крутить. Весило такое сооружение сорок килограммов.

Хозяин завода, на котором работал Артамонов, пожелал удивить царя и послал изобретателя с подарком в столицу. Дорога заняла несколько месяцев. Артамонов доехал и показал свой подарок во время коронации царя на Сокольническом поле. Александру Первому подарок понравился. Он щедро наградил кузнеца за выдумку. И даже освободил Ефима Артамонова от крепостной зависимости. На этом всё и закончилось. Изобретением никто всерьёз и не заинтересовался.

Появились машины-самокаты в конце XVIII века и в других странах – в Германии, Франции, Англии. В 1817 году патент на изобретение своего велосипеда получил барон Карл фон Драйз. И за четыре часа проехал на нём 70 километров, обогнав почтовую карету.

Шотландский врач Данлоп долго наблюдал за сыном, у которого от тряски во время езды стучали зубы. Врачу стало жаль сына, и он сделал из садового шланга кольца и надел их на колёса. Зубы от тряски стал стучать гораздо реже. После этого Данлоп придумал специальные камеры для велосипеда. Их можно было наполнять воздухом. Для этого он ещё изобрёл насос и вентиль для камеры.

А в 1886 году появилась конструкция велосипеда с одинаковыми колёсами и цепной передачей на заднем колесе. На Западе велосипед не прекращали изобретать: он становился всё быстроходнее, легче и удобнее, и, наконец, наладили массовый выпуск. В Россию велосипед пришёл как «европейская» штучка.

Самым добрым образом наш непритязательный друг-велосипед, что по-русски означает «быстрые ноги», стал служить людям. Пожалуй, вся жизнь моя связана с велосипедом. Перед выходом на пенсию учительствовал я в сельской школе. Со своей «железиной» не расставался. По разным казённым надобностям часто приходилось бывать в районном центре. Дорога от села Укан до Яра неблизкая, и меня всегда выручал велосипед. Сестра Татьяна, проживающая в деревне Ворца, ворчала: «Стыдновато уж пожилому человеку кататься на велосипеде, как маленькому. Езди же ты на автобусе!»

А мне было не стыдно, как не стыдно и сейчас, когда стремительно бежит восьмой десяток ( 27 июля справил 76-летие). Как и прежде, кручу педали. Бывает, раскручу пошибче, сдвину по-мальчишески кепку козырьком назад, раскину широко руки – и… э-эх! Правда, живу я сейчас в городе, продолжаю ещё работать, с велосипедом не расстаюсь. Пусть снисходительно поглядывают на тощего деда Аркадия не в меру располневшие мои ровесники, уютно устроившиеся на сиденьях своих машин. Я им не завидую.

А вот велосипед прославить хочется. Он заслуживает памятника. Уже за то счастье, которое он подарил и дарит людям в пору их детства.

Аркадий Сергеевич Аввакумов, ветеран педагогического труда, 427621, г. Глазов, Удмуртская Республика, ул. Короленко, дом 18, кв. 36