Новости
Номер от 23 сентября 2011 г.

Севморпуть - ключевой элемент транспортной системы Арктики

Завершился первый день работы международного форума "Арктика - территория диалога". В выступлениях на пленарных заседаниях ключевыми темами стали – освоение Северного морского пути и эксплуатация шельфовых месторождений, исключающая техногенные катастрофы, улучшение жизни коренных народов, населяющих арктические побережья.

- В 2010 году по Севморпути было перевезено 220 тыс. тонн грузов, в этом году ожидается 1 млн тонн, - сообщил заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский. - Рост в пять раз позволяет говорить, что перевозки по арктической магистрали переходят из разряда экспериментальных в разряд коммерческих.

По словам генерального директора ЗАО ЦНИИМФ Всеволода Пересыпкина, грузоперевозки с запада на восток уже в ближайшие годы могут достичь 5-6 млн тонн в год, в обратном направлении – 2-3 млн тонн грузов. А в более отдалённой перспективе грузоперевозки в обоих направлениях могут достигнуть даже 65 млн тонн грузов в год. Руководитель по восточноевропейским проектам TSCHUDI Shiping Company Хенрик Фальк из Норвегии заявил, что Севморпуть открывает для Европы рынки на Дальнем Востоке.

В 2010 году компания отправила железную руду из Норвегии в Китай, привел он пример, опыт оказался удачным. По его мнению, для полноценного возрождения Севморпути необходимо загружать корабли не только в направлении запад-восток, но и обратно, а также развивать порты вдоль Севморпути, в том числе Архангельский.

Этой осенью, по сообщению министра транспорта РФ Игоря Левитина, в Госдуму будет внесен проект федерального закона «О Северном морском пути». Он предполагает создание администрации Северного морского пути, которая будет централизованно управлять транспортной системой, развитием ледокольного флота, а также предоставлением доступа к транзитному маршруту российским и иностранным перевозчикам.

Традиционно конкурируют Архангельск и Мурманск. Губернатор Илья Михальчук заявил, что «у нас для этого есть как исторические, так и экономические предпосылки. Мы сохранили транспортную систему для обеспечения арктических проектов, ледокольный и научный флот, мощную базу судостроения и судоремонта, гидробазу, широкую сеть станций гидрометеослужбы. У нас есть мощный научный и образовательный ресурс Северного (Арктического) федерального университета, который работает в интересах Арктики».

Касаясь перспектив Северного морского пути, вице-президент Российской академии наук Николай Лаверов заметил; имеющийся у России атомный ледокольный флот перестанет быть дееспособным к 2016 году. В ответ министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что закладка современного ледокола состоится уже в следующем году. Он будет способен работать во льдах толщиной до трёх метров, его обеспечат всеми аварийно-спасательными системами, также судно сможет выполнять функции по поиску и спасению людей на море.

Приехавший на форум после обеда премьер-министр Владимир Путин подтвердил, что ожидается существенное пополнение атомного ледокольного флота.

- Сейчас у нас 10 линейных ледоколов, а до 2020 года будут построены еще 3 универсальных атомных ледокола и 6 дизель-электрических, выделяем на эти цели 38 млрд. рублей.

Он напомнил также, что на министерской встрече Арктического совета в мае этого года был подписан первый в истории юридически обязывающий панарктический документ - соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике.

- В развитии этого соглашения мы создаем систему предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в арктической зоне России, - сказал Путин, - в рамках этой программы на Крайнем Севере до 2015 года появятся 10 комплексных аварийно-спасательных центров.

Один из них предполагается разместить в Архангельске. Предстоит, по словам премьер-министра, расширить действующие порты и построить новые, такие как порт Варандей у пролива Югорский Шар и порт Сабетта на полуострове Ямал. Сам Севморпуть и его опорная гавань будут интегрированы с другими видами транспорта. Поэтому в планах - модернизация речных, автомобильных и железнодорожных коммуникаций, северных аэродромов и аэропортов, обновление полярной авиации. Кроме того, просчитывается проект открытия ледостойкой платформы обсерватории "Северный полюс".

Алексей ГУНДОРОВ