Новости
Номер от 21 июля 2011 г.

Вячеслав Белоусов, ИД «Северная неделя»: «Что взрастет на газетной грядке?»

На Саммите региональных издателей, состоявшемся в июне с.г. в северных городах Архангельске и Северодвинске, порталу PlanetaSMI.RU посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, создавшим своими руками настоящую «империю» в газетном мире Севера – Издательство добрых газет «Северная неделя». Генеральный директор издательского дома Вячеслав БЕЛОУСОВ поделился с нами воспоминаниями и дал оценку нынешнему медиарынку страны.

– «Новому» рынку прессы в этом году 20 лет. Вы на нем работаете практически с самого начала. Как вы пришли в этот бизнес, и с чего начиналась история вашего Издательского дома?

– Издательство добрых газет «Северная неделя» пришло на рынок СМИ раньше его (рынка) появления. Юридическое лицо было зарегистрировано в декабре 1989 года – без малого двадцать два года назад. Сейчас это холдинг, объединяющий четыре предприятия и выпускающий двадцать две газеты, два интернет-портала. Разовый тираж наших газет свыше полумиллиона экземпляров.

До создания «Северной недели» я около десяти лет работал ответственным секретарем «Северного рабочего», который на протяжении этого периода постоянно занимал первые-вторые места во Всероссийском конкурсе районных и городских газет по дизайну. Выходил «Северный рабочий» шесть раз в неделю тиражом более шестидесяти тысяч экземпляров. Это очень хороший тираж для Северодвинска, в котором тогда проживало четверть миллиона жителей. Опыт, журналистское образование (Ленинградский госуниверситет) плюс политехническое позволили в конце перестройки создать свою газету на кооперативных началах (тогда других форм и не было). Занял у приятеля десять тысяч рублей и пошло-поехало! Через три месяца розничный тираж газеты «Северная неделя» составлял 45 тысяч экземпляров. Она нашла своего читателя и в Архангельске, что в советскую пору было немыслимо – городская газета должна была знать свой шесток – за пределы Северодвинска – ни-ни!

Вот это в довольно короткое время позволило не только вернуть занятые деньги, но и пригласить в редакцию на работу четырех коллег. Уже тогда мы определились со своей стратегической нишей – издательство добрых газет – и стали «печь» газеты одну за другой: «Дачная», «Все для Вас», «Завалинка», «Травинка», «Зимняя вишня», «Северная теленеделя»… При этом не уходили от проблем города, в котором главная составляющая экономики – атомное подводное судостроение (я по первому образованию – судостроитель). Поэтому выпускаем «Корабельную сторону», «Вечерний Северодвинск», «Пенсионерскую правду».

– Какова сегодня территория распространения ваших изданий?

– Территория распространения наших изданий – 62 региона, по подписке – вся Россия. Но наши газеты по неведомым тропкам попадают и в Казахстан, Украину, Белоруссию.

— Расскажите о коллективе вашего издательства.

— Костяк коллектива формировался на протяжении десяти лет. Собирали лучшие, на наш взгляд, кадры из Северодвинска, Архангельска, Холмогор, Каргополя и других районов. Критерии – журналистское мастерство (в форме хорошего рассказчика!, совместимость с коллегами (это очень важно, когда газету делают два-три человека), желательна рекомендация от знающих его людей.

При переезде журналиста из другого города выделяли ему беспроцентный кредит на покупку квартиры, машины. У нас свои почтальоны, киоски по продажам газет и книг.

– Какие этапы становления «нового» издательского рынка в вашем регионе вы могли бы описать?

–«Новый» издательский рынок в нашем регионе скукожился за последние годы до минимума. Если в девяностые - начале нулевых было стремление создать независимые от власти (но зависимые от читателя и рекламодателя) газеты, то сейчас, как и в целом по России, остались просто штучные издательства и редакции.

В Архангельской области это «Северная неделя», «Бизнес-класс», «Вечерний Котлас», «Вельская неделя» и еще пара-тройка изданий. Остальные – формально частные, но экономически замкнутые на финансы и влияние местной власти. А у газет, которые не научились зарабатывать сами, атрофируются мышцы, желание прислушиваться к читателю, рекламодателю, делать издание еще более интересным, популярным.

– Изменилась ли за 20 лет аудитория, и в какую сторону?

– Читательская аудитория, конечно же, изменилась. Она имеет свойство взрослеть и стареть. Но если издательство предлагает новую газету под ее изменившиеся интересы, вкусы, то читатель не уходит, а переходит в число подписчиков нового издания. Так, любителям «Завалинки» мы предлагаем сейчас «Пенсионерскую правду» и «Пенсионерскую газету», женщинам - целый букет изданий: «Зимняя вишня», «Бабья радость», «Бабьи хлопоты», «Бабье царство», «На счастье!» (все они делаются практически из писем читателей). Юным мамам предлагаем «Маленькую царевну» и т.д. То есть, сотрудники издательства постоянно живут в поиске и создании интересного и необходимого продукта, не забывая при этом улучшать, модернизировать свои интернет-порталы.

– Насколько велика была издательская конкуренция в самом начале?

– Поскольку на этапе становления нашего издательства в России не было подобных газет («Дачная», «Завалинка») конкуренции мы не ощущали. Было другое: довольно долгое непризнание со стороны коллег, которые бросались примерно такими фразами: «Вот посадит ваш читатель картошку, вырастит ее, съест – и не нужна ему будет «Дачная»! Однако, «Дачной» уже двадцать лет, а сколько за это время умерло газет, исповедующих волю партии, структур, но не читателя!?

– Какие способы распространения прессы на этапе становления рынка были наиболее востребованы? На каких условиях велась торговля?

– На начальном этапе «Северную неделю» продавали ученики юридической школы с возгласами «Покупайте свежий номер газеты! В ней вы найдете…!» Затем мы вошли в киоски «Роспечати» города и области, а позже – страны. Тогда процент списания равнялся трем-пяти-десяти. Сейчас – до ста! В рамках Северодвинска мы продаем наши газеты, помимо своих киосков, в «Роспечати», в хлебных, продовольственных магазинах, то есть там, где часто бывают горожане.

– Что вы можете сказать о взаимоотношениях между издателями и распространителями на тот период времени?

– Поскольку в девяностые годы заработная плата работников узлов связи, УФПС («Почты России») напрямую зависела от итогов подписки, то мы работали с ними как единый организм. Забирались все дальше и дальше вглубь страны, поскольку каждый узел связи давал нам новых подписчиков и читателей. Когда эта система рухнула – наши тиражи стали стремительно падать (в девяностые годы мы не знали такого явления, и росли год от года). Если б мы остановились в создании новых продуктов, то нам пришлось бы очень сильно сокращаться и прибегать к прочим непопулярным мерам (за последние годы коллектив холдинга увеличился на четверть, в нем сейчас сто двадцать человек).

Очень полезным было создание в России Союза издателей и распространителей печатной продукции. Его инициировала очень предприимчивая Ольга Вячеславовна Никулина. В период его работы мы учились вместе с распространителями, дискутировали, поэтому отношения были дружески-партнерскими. Увы, в России почему-то все хорошее быстро кончается: Союз приостановил свою деятельность и теперь с распространителями работают только наши менеджеры.

– Какие основные проблемы медиарынка вы можете отметить, и каковы пути их решения, на Ваш взгляд? Каково ваше отношение к теории «смерти» газет?

– Автор книги «Когда умрут газеты» Андрей Мирошниченко называет три причины гибели наших «кораблей»-газет:

— исчезновение на территории России института доставки газет (из-за ее нерентабельности);

— резкое сокращение населения, помнящего, что есть газета и привыкшая ее читать;

— агрессивное развитие Интернета.

Но с Андреем Мирошниченко спорит Норберт Больц, профессор Технического университета Берлина, который, признавая все эти факты, тем не менее делает абсолютно противоположные выводы: «Можно… предполагать, что именно старые медиа, такие как газета, в будущем выработают новое понимание себя и своего места. Поэтому надо ждать не медиаканнибализма, а радостного медиасожительства» и добавляет: «… жизненная значимость печатных медиа в будущем еще возрастет».

Недавно мы с группой коллег побывали в Швеции, в ведущих газетах этой страны. Мне запомнилась фраза, брошенная Юрием Петровичем Пургиным, президентом АНРИ, приведу ее не дословно, но смысл примерно таков: до недавней поры мы искали конкурентов среди газетных веб-сайтов, а сейчас ищем и соревнуемся с теми, кто родился и развивается как веб-структура. Я мысленно согласился с мнением уважаемого коллеги, но позже поймал себя на том, что эта фраза не дает мне покоя. А, главное, - я не могу полностью принять ее! Согласившись, не могу согласиться! Почему?

Одним из опровержений того, что газеты обречены на смерть, было одно: чтобы люди помнили и любили газету, надо, чтобы она была доступна, в буквальном смысле – под рукой.

В Стокгольме, в гостинице, в фойе и на входе в ресторан всегда лежат свежие газеты. Поэтому на столиках сидящих за шведским завтраком не ай-фоны и ай-пады, а газеты. В пригородном поезде, в метро – та же картина: пассажиры, в том числе юные – 12-14 лет, читают газеты! Хотя нас убеждали: будете в Стокгольме, обратите внимание: у пассажиров в руках будут смартфоны с новостями! Увы, значит нам не повезло.

Конечно, глупо делать вид, что Интернет не несет угрозы тиражам газет и падению доли рекламы. Но не менее ошибочно и стремление устраивать преждевременные похороны газетному миру. Позволю себе слегка перефразировать классика: «Мы газету похоронили, крест поставили на могиле, только встала она из гроба, укоризненно нам кивая, что ж вы делаете! Я ж живая!!!»

Давайте помимо разрушаемых институтов подписки, доставки, газетных продаж признаем, что интернет-сообществу просто экономически выгодно хоронить газеты как рекламные носители. А уж ежели и мы будем с ними соглашаться и, подняв руки, переместимся в их ряды, то что нас ждет там, на сегодня – дилетантов. Поэтому мы, в издательстве «Северная неделя», и впредь будем наращивать число газет, отстаивать, бороться за тиражи, продвигать их новыми технологиями. Но при этом же – развивать веб-страницы, делать версии для айфонов, айпадов. Мы будем их рассматривать не как будущего спасителя нашего издательского дома, а как еще один спасательный круг нашего многосекционного корабля. Нам не надо бояться Интернета, он будет нашим партнером. Мы должны бояться потерь журналистов и журналистики. Газеты будут выживать, если наши читатели будут понимать: в Интернете много того, что требуется фильтровать. И этот фильтр, и его очищенную продукцию они будут находить на страницах газет. Они будут понимать, что журналисты продают им не новости, а их смысл, ориентацию, знание.

Источник: ПланетаСМИ.ру