Новости
Номер от 4 апреля 2011 г.

Николай Калистратов: укрощение строптивого?

В судьбе Николая Калистратова, вероятно, не последнюю роль сыграл характер. Фото Владимира Ларионова
В судьбе Николая Калистратова, вероятно, не последнюю роль сыграл характер. Фото Владимира Ларионова

«Отставка Калистратова»… Всю минувшую неделю это было главной новостью в Северодвинске.

Добавим: новостью хотя и обсуждаемой, но не подтверждаемой. Сначала сравнительно легко была опровергнута информация респектабельных «Ведомостей», сообщивших об уходе Николая Яковлевича с поста гендиректора Севмаша: в самом деле, об увольнении как о состоявшемся событии говорить не приходилось. Сложнее было с обтекаемыми формулировками не менее солидного «Коммерсанта», заявившего в минувшую пятницу со ссылкой на источники в Объединенной судостроительной корпорации и на Севмаше, что на текущей неделе ОСК примет отставку руководителя главной северодвинской – и не только – верфи. По информации «Вечерки», формально заявление об отставке не было подано, по крайней мере, на момент подписания номера в печать.

Тем не менее, рискнем предположить, что сам факт информационной кампании в центральных СМИ свидетельствует: едва ли не последний руководитель советской еще формации более не угоден тем, кто вершит судьбы российской оборонки.

Почему? На первый взгляд, причин может быть названо немало. Прежде всего – проблемы со сроками сдачи заказов – как ВМФ России, так и Индии. Несколькими неделями ранее президент России жестко раскритиковал за это руководителей ВПК, хотя и не называя имен. Вот только велика ли реальная вина в происходящем самого Николая Яковлевича? Даже опрошенные «Коммерсантом» эксперты говорят, что «неисполнение контрактов можно с таким же успехом объяснить перебоями в их финансировании со стороны… Минобороны». Добавим, что корни проблем с тем же «Горшковым»-«Викрамадитьей» можно искать еще в 90-х годах. И дело не только в кризисе неплатежей, поставившем оборонку на грань выживания, но и в том, что Севмаш, гигант атомного подводного кораблестроения, взялся за стратегический заказ едва ли не от безнадежности, не имея опыта объемных ремонтных работ на надводном корабле, тем более в экспортном исполнении. Как бы то ни было, обвинять в этом Николая Калистратова, ставшего во главе Севмаша лишь в 2007 году, сложно.

Поэтому не исключено, что подлинной причиной того, что наверху поставили вопрос о смене гендиректора Севмаша, является его характер. Сильный, жесткий даже, самостоятельный, волевой, не склонный угождать кому бы то ни было. Не секрет, что за это его не принимала значительная часть менеджмента на самом Севмаше. Весьма вероятно, что те же качества неугодны и в Москве.

Что воспоследует за весьма вероятной отставкой Николая Калистратова? Николай Яковлевич невостребованным вряд ли останется. В конце концов, он сейчас возглавил комиссию областного Собрания по вопросам ВПК. Но что можно сказать о предприятии, а стало быть, во многом обо всем городе? Многое, конечно, зависит от личности его преемника. Тот же «КоммерсантЪ» называет в этом качестве руководителя ЦКБ «Рубин» Андрея Дьячкова: он «находится в некоем кадровом резерве и, главное, пользуется расположением первых лиц ОСК». Один минус у Андрея Аркадьевича: выходец с Севмаша, он может стать тоже не вполне послушным и удобным Москве руководителем. О кандидатах, вовсе не знакомых с судостроением, и думать не хочется.

По мнению экспертов «Коммерсанта», «смена команды только дополнительно осложнит исполнение контрактов для Минобороны и Индии». А опасения многих северодвинцев неплохо выразил на днях один из посетителей сайта нашего издательства: «Теперь нувориши окончательно завладеют заводом, как золотым источником пополнения своей мошны за счет бюджета... Даже таких, как Калистратов, пожрала эта машина».

Иван ЧЕРНОВ

Историческая справка

Николай Калистратов родился 2 января 1950 года в деревне Адорье Псковской области. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1973) и Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР (1990). С 1973 по 1986 годы прошел путь от помощника мастера до главного инженера «Звездочки». В 1992 году Николай Калистратов был избран трудовым коллективом и назначен генеральным директором предприятия. На этом посту проработал до августа 2007 года (с перерывом в 1996-1997 годах, когда работал начальником департамента судостроительной промышленности Министерства оборонной промышленности РФ). С 7 августа 2007 года генеральный директор Севмаша.

Кандидат технических наук. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» третьей и четвертой степеней. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 2004 года. Почетный гражданин Северодвинска.