На счастье!
Номер от 4 апреля 2011 г.

Приемные дети – свои или чужие?
Так случилось, что в моем близком окружении есть семьи с приемными детьми. Причины усыновления были разными: у кого-то свои не получились, кто-то понимал, что на старости лет может остаться один, а есть и такие, кому не чуждо сострадание – уже есть свои дети, даже внуки и вот – приемный ребенок. Я хочу рассказать вам только две истории.

Норовистая Катя

Первой приемной дочери уже 30 лет. Пока росла (а взяли ее в семью в годовалом возрасте), была и упряма, и вредна, и грубила. Все было: от слез матери до слез Кати. Но главное – была любима родителями. Выросла, вышла замуж. Родила сынишку. Но вот не заладилась жизнь с мужем – развелись. Конечно, не очень-то развод родителям понравился, но счастье Катюшки для них – цель их жизни. К внуку привязались – поди-ка скажи, что не родная кровь. Катя – девушка видная, в девках не засиделась, выскочила замуж второй раз, одновременно училась заочно – и опять родители не приветствовали. Было трудно, ведь жить пришлось впятером в двухкомнатной квартирке. Ужились. И даже «родили» еще одного ребеночка – что самое удивительное, внучка похожа на деда! Вот загадка-то! Как это может быть? И опять жизнь не заладилась – надо уж честно признать – норовиста, неуступчива Катерина. Вот теперь она учится, а родители воспитывают внуков, балуют их, любят до изнеможения. На дочь не обижаются: «Ну что же сделаешь, раз у нее такой характер. Да найдет еще свое счастье, а наше счастье – вон бегает!»

Девочка Валя

Теперь история вторая. У Анны Ивановны дети уже взрослые, да вот не совсем, как говорит ее соседка, путевые: «Деток нарожали, бабке с дедом подбросили, а сами опять в города подались». Троих внучат поднимать в 50 лет нелегко. И силы нужны, и здоровье, и финансы тоже. Помогает огород – там вся овощная продукция на зиму вырастает, хватает. Бабушка Аня – мастерица: шьет, вяжет, этим тоже зарабатывает. Дед еще работает да плюс пенсии две. Анна Ивановна говорит: «Хватает нам». И в самом деле – внуки ухожены, обуты–одеты, трудолюбивы. А тут года три назад акция была, где призывали стать приемными родителями. По телевизору девочку показали, Валю. Внуки заприставали: «Давай, баба, возьмем ее к нам». Бабушка сначала отмахнулась: «Господь с вами, вас-то бы поднять!» Но, видно, засело что-то в сердце, и через 3 месяца Валя стала у них жить. Диковатая, смотрела исподлобья, почти не говорила – это в 6-то лет! Сейчас девочку не узнать: окончила второй класс без троек, веселая, от родных внучат ничем не отличается и Анну Ивановну зовет бабушкой, хотя та не настаивала, но поначалу Валя никого никак не называла. Теперь у нее есть семья и родные люди.

Трудное счастье

Вот такие вроде бы и разные, вроде бы и похожие истории. Казалось бы, очень счастливые. Да, по большому счету это так. Но как далось это счастье? Трудно. Взять хотя бы Катерину: когда ее брали из детского дома, то это чуть ли не детективная история была, потому что очень хотели сохранить тайну усыновления. И когда в 11 лет она узнала правду, реакция была бурная и, скажу прямо, неадекватная: она перестает ходить в школу, демонстрирует полнейшее презрение и равнодушие к приемным родителям, хотя спит в своей кровати, ест, но делает все как бы вызывающе, назло. Это был тяжелый год для всех. И хорошо, что у родителей хватило мудрости и терпения, хватило достоинства не опускать глаза, не чувствовать себя виноватыми, и в то же время не упрекать дочь, что вот, мол, мы тебя взяли, воспитали, а ты что тут нам устраиваешь? Сдадим обратно в детдом. Не было такого. Знаете почему? Потому что она уже стала родным человеком, родным ребенком, а родному такое не говорят. Они не вспоминают это время, по крайней мере, стараются. Катя получает второе высшее образование, и родители гордятся дочерью. А что до личной жизни – не тоскуют, наладится все, какие ее годы. Главное – есть дети! Родня, близкие человечки! Да и Катерина с тех пор совсем изменилась: конечно, осталась ее вспыльчивость, меткое словцо, но она любит маму и папу, и, видно, как она им благодарна за их любовь.

А Анна Ивановна? Решиться взять ребенка в семью, где уже есть дети, – это не каждый может. Конечно, многие не поверили в ее бескорыстность: мол, конечно, поправить свое финансовое состояние хочет. Но почему не все спешат в детдом, если так просто можно обогатиться? Один человек поверил в искренность этого поступка – сама Валя. Она и исподлобья-то смотрела из-за страха: а вдруг подержат, подержат, да и опять в детдом сдадут. Нет, не сдали, хватило мудрости, хватило терпения и, главное, хватило любви. Хорошо, что у Анны Ивановны большой педагогический стаж – она работала воспитателем. Видимо, эти профессиональные знания все-таки здорово помогают ей. Да и мужья в той и другой семье оказались союзниками. Хотя, что скрывать, проблема российских мужиков - злоупотребление спиртным - не обошла их стороной. Но дети, а теперь внуки не дают особо расслабляться – появилась цель в жизни.

Психологи об усыновлении

А что психологи думают об усыновлении, какие рекомендации дают?

Обычно считается, что тайна усыновления должна сохраниться из-за опасений, что если ребенок узнает правду, в семье начнутся проблемы, разладятся отношения (что и было с Катей). Но ведь это не спасает, и ребенок может, узнав правду, и замкнуться в себе, и из дому сбежать, и к наркотикам пристраститься… Поэтому лучше все же сказать ребенку правду. И чем раньше, тем лучше – ему легче будет привыкнуть к этой мысли, и никакой трагедии не будет. И акцент надо делать на том, что у нас такая же семья, как у других, и мы тебя любим не меньше, чем другие родители своих детей. А еще: «Мы же именно тебя выбрали, значит, любим тебя».

Когда в семью берут ребенка, а там уже есть дети, то лучше не ставить родных детей перед свершившимся фактом: «Мы решили взять малыша». Лучше заранее все это обсудить на семейном совете. Возможно, придется даже сначала просто брать ребенка на выходные: а вдруг у детей будет психологическая несовместимость? Тогда ужиться будет очень тяжело. В случае с Анной Ивановной к этому поступку ее подтолкнули сами внуки, и это, конечно, очень выигрышная ситуация. Главное в таких семьях никого не выделять, относиться одинаково и к своим, и к приемным детям. Одинаково хвалить, одинаково наказывать, одинаково делать замечание, не выделяя кого-либо из них. То есть нужно показать всем своим поведением, что вы не только любите их, но и строги одинаково ко всем. Никому никаких поблажек! У всех равные права и равные обязанности.

Часто брать ребенка боятся из-за того, что неизвестно, какие в нем гены, не пойдет ли он по кривой дорожке? И поэтому, уже взяв, даже в элементарных ошибках ребенка или плохом поведении, настроении склонны видеть чуть ли не смертельную опасность, спеша зачислить его в негодяи и преступники. Нельзя забывать о том, что все дети иногда хулиганят и ведут себя не так, как хотелось бы взрослым. Родному-то ребенку в таких случаях находят оправдание: он такой в папу, дядю, тетю… И, мол, ничего страшного, пройдет. Ну и к приемному надо относиться точно так же! Главное, чтобы он почувствовал себя своим, родным, и тогда все наладится. Но на это нужно много терпения и мудрости. Будьте к этому готовы.

Н. Костина