На счастье!
Номер от 25 октября 2010 г.

Записки наблюдателя
Со своим двухлетним сынишкой мы часто гуляем. И порой приходится видеть на улице столь неприглядные картины общения мам со своими детьми, что создается впечатление, будто они просто ненавидят своих отпрысков. Или мамы не знают, как с детьми разговаривать. Или не хотят знать.

Я вовсе не претендую на роль примерной матери. Тоже порой выхожу из себя, бываю не в настроении. Но мне жалко детишек, которые в своей жизни не видят ничего, кроме окриков, шлепков и нотаций. Хочу поделиться с читателями теми маленькими хитростями, которые применяем мы в своей семье, чтобы не портить лишний раз настроение себе и ребенку.

Три секрета воспитания

Ребенку дошкольного возраста сложно управлять своим поведением, состоянием, ему нужно в этом помочь. Но ненавязчиво, без нудных нравоучений и приказаний: «Перестань сейчас же! Как тебе не стыдно!» и т.п. И здесь нас выручает выдумка. Стоит только обратить внимание Дениски на что-то интересное – и он уже забыл о своих капризах. Правда, это помогает лишь до той минуты, пока малыш не впал в истерическое состояние (чаще всего из-за усталости). Тогда лучше оставить его одного или физически перенести в нужное место, если это требуется.

Еще очень помогает юмор. Я заметила, что Диня очень рано стал откликаться на смех, понимать шутки. И вот теперь, в два годика, уже начал придумывать шутки сам. Конечно, трудно шутить, когда злишься. Но злость – плохой советчик. Она бывает необходима и естественна – ведь не все же можно разрешать ребенку! Но в минуты гнева мы порой совершаем то, за что бывает стыдно.

И третий секрет воспитания в нашей семье – это развитие наблюдательности. Она помогает человеку понимать себя и других людей, тренирует мышление, укрепляет волю. И вообще является прекрасным средством проведения досуга с пользой для себя, то есть позволяет сочетать приятное с полезным. Дениска еще мал, но уже примечает небольшие интересные детали в окружающей обстановке и внешнем виде людей. Станет старше – и мы будем учиться находить причины и следствия различных событий, природных явлений. Надеюсь, это поможет ему стать смышленым и чутким человеком.

Вы можете сказать: «Какие же это секреты? Это знают все». Знать-то знают, да не многие применяют. Гораздо чаще можно видеть, что родители заняты своими взрослыми делами, и им не особенно хочется не то что поиграть, но и просто поговорить с ребенком. Конечно, дети часто выводят нас из себя, всем известно, что с ними нужно очень много терпения. Но ведь зачастую их капризы, упрямство и прочие неприятные черты поведения - просто сигнал о том, что им не хватает нашего внимания!

Родительская любовь

Существует еще и другая крайность, когда родители стремятся отдать ребенка во всевозможные обучалки-развивалки, с рождения применяют всякие новомодные методики. Их желание – напичкать малыша знаниями, развить его интеллект. Но разве захотели бы они иметь ребенка-робота, умную, но бесчувственную машину? Конечно, нет. Не забывайте: у ребенка впереди – школа, которая и нужна будет именно для того, чтобы дать ребенку знания. А задача родителей – всё же воспитание. И вырастить своё дитя человеком не так-то просто. Тут нужны не нотации (ребенок и так их постоянно слышит!), а собственный положительный пример (с этим у нас бывает ох как туго…). Недаром же говорят: человек красен не словами, а делами.

Многие слышали об известном педагоге А.С.Макаренко, который мог воспитать, найти подход к любому беспризорнику, на которого общество уже махнуло рукой. Так вот, он писал, обращаясь к родителям: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете». Какой из этих поворотов станет определяющим в жизни и судьбе вашего ребенка – решать только вам.

Но если совсем уж честно говорить, то секрет в воспитании ребенка один-единственный: интерес к нему. Даже не любовь, потому что это – понятие более абстрактное, обширное. И, наверное, все родители могут с уверенностью сказать: «Я люблю своего ребенка, ведь я одеваю его, кормлю, покупаю ему игрушки!». Но при этом и сам ребенок может восприниматься, как игрушка или же предмет гордости, средство самоутверждения в глазах других людей. Но ребенок живёт своей внутренней жизнью уже в утробе матери и нуждается в том, чтобы проявить свою уникальность, развиться как неповторимая личность, а не быть просто механическим потребителем всевозможных благ. И когда малыш чувствует интерес к нему как к непохожему ни на кого человеку, видит уважение к себе со стороны близких, тогда он расцветает, как самый чудесный цветок в мире, имя которому – Человек!

Татьяна С., г. Северодвинск