На счастье!
Номер от 25 октября 2010 г.

Учимся, играя
Как давать малышу 1-2 лет понятие о величине предметов? Покажите ребенку большое ведерко, закрытое крышкой (я думаю, такое в хозяйстве найдется). Скажите, что в нем спрятались игрушки: «Давай попробуем открыть ведерко и достать их. А, вот что там: там, кубики (или шарики)».

Размер

По мере выполнения действий не скупитесь на похвалу. Когда же все кубики будут рассмотрены, попросите малыша сложить их в ведерко и закрыть крышкой. Похвалив, поставьте рядом с большим ведерком маленькое (можно использовать из-под пищевых продуктов, например, майонеза). Пусть ребенок с вашей помощью открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Игрушки в этом ведерке маленькие. Затем сами выкладывайте на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняйте, что игрушек много: и больших, и маленьких. Вместе сортируйте предметы по величине: большие кубики – в большое ведерко, оставшиеся маленькие пусть малыш сам складывает в маленькое ведерко.

Хорошо, если это задание–игра ребенка заинтересовало, можно будет вернуться к нему еще раз. В этом случае можно дать ему оба ведерка и следить, при необходимости лишь помогая, как ребенок открывает крышки. Ребенок должен раскладывать игрушки на стол в поле своего зрения, не нагромождая, их друг на друга. Заполнили маленькое ведерко? Приступайте к большому. Кстати, дети охотнее действуют с небольшими предметами – их удобнее захватывать. Не требуйте от малыша точного отбора различных предметов, главное, научить вынимать, вкладывать, захватывать, раскрывать ладони соответственно величине предмета. Это игра-занятие, и привлечь внимание малыша можно лишь на 5-7 минут.

Цвет

Можно начинать знакомить и с цветом, а для этого использовать опять-таки ведерко: «Давай посмотрим, что там у нас». Открывая крышку, малыш достает мелкие предметы и опять раскладывает на стол, а взрослый – мама или папа – называет игрушки: «Это оранжевый апельсин, это желтый лимон, это красное яблоко, это зеленый огурец, синяя слива», подчеркивая, что все это можно кушать, это фрукты и овощи. Пусть полюбуется, понюхает, потрогает, а взрослому надо подчеркивать, какого это цвета. «А теперь давай все соберем снова в ведерко». Когда все будет собрано, ведро закрывается крышкой. Если проявил интерес, то встряхните ведерко еще раз, перемешивая игрушки, и повторите игру еще раз. Регулируйте действия ребенка словами: «Достань, открой, положи, закрой». Важно поддерживать интерес и положительные, радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец! Правильно! Ах, какая красивая у тебя игрушка!» Можно считать, что цель достигнута, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы в ведерко, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к вашим указаниями и просьбам, проявляет интерес к игрушкам разного цвета, так как у некоторых детей может наблюдаться избирательное отношение к тому или иному цвету. Просите подать вам красный помидор, показать зеленое яблоко. Не кричите, если он вдруг все смахнул со стола, просто спокойно скажите: «Хорошо, будем собирать на полу»

Играйте с детьми, ведь в игре они учатся действовать с предметами, а это важно для их развития.

Н. Третьякова