На счастье!
Номер от 25 октября 2010 г.

Сын
На сковородке густо шкворчали баклажаны. Когда они покрылись коричневым цветом, то на них полились яйца. Такие необычные яичницы по утрам сотворяла Матильда Львовна, старая еврейка. Она работала экскурсоводом в местном музее. Женщина придерживалась того принципа, что завтрак должен был плотным. А дальше импровизация.

Жизнь холостяка

Мимо Матильды Львовны прошел на балкон Громов. Его утро начиналось ритуалом выкуривания сигарет. Громов бросал приветствие и доставал свой «Винстон». Коммуналка начинала свои серые будни. Громов докурил, поплескал свое лицо водой, угостил зубы пастой и плеснул кипятком по пакетику лимонного чая. Через двадцать минут Громов откроет двери кафедры математики и начала анализа в институте вычислительной техники и информатики. Он здесь работает. Уже давно. Читает лекции, ведет практические занятия. Часы показали половину второго дня. Громов двинулся домой. Он живет один. Время от времени позволяет себе интрижки с женщинами, как правило, среднестатистическими. Но с браком у него не сложилось. Он терпеть не может рутины. Его раздражает мелькание одного и того же лица, постоянное нытье о безденежье, о том, что чего–то нет. Его до сих пор в пот кидает, когда он вспоминает лицо тещи по воскресеньям, которая с лопатой загоняла его на дачу. Громов не тот. Он умеет работать мозгами, но не лопатой и пылесосом. Брак развалился сам по себе. Это было так давно, что он даже не помнит из–за чего. Дочь от первого брака живет в Англии. Жена семь лет назад скончалась от рака. А Громов живет. Сначала он поддерживал отношения с дочерью. Когда она выросла, он понял, что ей не нужен. Она тяготилась общением с ним. Потом общение сошло на нет. Громов особо не страдал.

По входным он посещал баню, любил париться с веником, потом охлаждал себя кружкой пива с пеной. Когда он находил подходящую женщину, то снимал квартиру и там они проводили время. Иногда ездил за город, там жил его армейский друг. Они рыбачили, собирали грибы, косили сено. Друг снабжал Громова закрутками на зиму. В коммуналке он дружил с Матильдой. Иногда они пропускали по рюмочке горькой, рассуждали о жизни. Матильда была толковая женщина, повидавшая жизнь, с мужским характером. Единственный сын разбился в авиакатастрофе, муж уехал на историческую Родину. Немногочисленная родня проживала в Одессе. Но Матильда не любила туда ездить.

Громов, помимо института, работал в школе, где преподавал алгебру и геометрию. Так что в профессиональном плане Громов был занят вовсю. Летом он вел подготовительные курсы в институте.

Грехи молодости

Вся эта история случилось жарким июльским днем. В два часа Громов вошел в коммуналку с пачкой тетрадей, выпускники сдавали тесты. Матильда вышла к нему из своей комнаты. В своем атласном халате, по которому расползлись жирные павлины, с сигаретой в руках она смотрелась театрально: «К тебе сын приезжал. Он оставил вещи, приедет попозже». Громов любил шутки, но наткнулся на бесстрастное лицо Матильды. Сын. Прожить полтинник и получить в понедельник сына по меньшей мере чудно. Матильда ударила по его сомнениям, возмущениям, типа «не может быть, чушь, недоразумения», булыжником из фразы: «Парень - твоя копия». Громов присел на стул. Откуда этот парень? Кто он? Кто его мать? Какой-нибудь студент–аферист. В углу стояла большая дорожная сумка коричневого цвета. Она добивала Громова реальностью бытия. Матильда исчезла в своей комнате, хлопнув только что поставленной красивой дверью. Громов съел свой нехитрый обед и отправился в институт. На работе он все время думал об этом парне. Громов был падок до женщин и свой шанс никогда не упускал. По молодости он часто ездил в командировки от института. Но никто никогда не ставил его в известность, что он где-то неосторожен.

Знакомство произошло обычно. Парень был ростом с Громова. Такой же, как и он, в веснушках, волосы на затылке колечком, сероглазый. Громов в молодости. Парень приехал из Рязани. Мать - преподавательница английского. Громов ее почти не помнил. С фото на него смотрела пышка вся в завитушках. Она написала ему длинное письмо, в котором кратко рассказывала о парне. Парень способный, хочет учиться. Если он может, пусть как-то поспособствует. Денег на поступление у нее нет. Одна надежда на Всевышнего. Да, Громов вспомнил эту историю. Он поехал с друзьями отдыхать на лето с палатками, лодкой. Ходили к местному населению на танцы. Там и попалась ему Лиза. После поездки он тут же ее забыл. Это был его принцип: не привязываться ни к кому. Так научила его жизнь. После Инги. Громов пережил стресс неразделенной любви, когда она его бросила. Красивая, гордая. Она вымотала ему нервы, потом бросила его за ненадобностью. Он долго страдал и больше никого не пускал в душу. Это было очень давно, рана заросла, но урок остался. Мысли вернулись к неожиданному гостю. Парень приехал поступать. Подал документы в несколько вузов. Он извинился за вторжение, ничего не просил, всего несколько дней переночевать, потом попросит от института общагу. Громова внутри терзало беспокойство. Прибавятся заботы. Сейчас попросит помочь с поступлением, потом деньги. Кончилась спокойная жизнь. Это плата за разгульную молодость. Он кругом и всюду слышал рассказы своих знакомых и коллег, которые жаловались, как трудно учить детей, одевать, оплачивать их капризы и прихоти. Громов получал зарплату, и ему на все хватало.

Ночью Громов не мог уснуть. Он ворочался с боку на бок, выходил курить. Увидел свет у Матильды, постучался к ней. Она достала рюмки, пропустили по рюмашке. Потом поговорили о том, о сем. Там и утро. Ожидания Громова не оправдались. Парень не просил помощи, он даже не спросил, где Громов работает. Днями Дима пропадал в институте, а через несколько дней стал пропадать и вечерами. Дима поступил на экономический, переехал в общагу. Ни разу за это время парень не попросил у Громова денег. Дима оставил номер комнаты и просил Громова заходить к нему. Громов вздохнул спокойно. На что парень будет жить, как у него с деньгами, Громов боялся спросить. Мысль, что это его родная кровь, что парнишка - его сын, была чужой в голове Громова и не приживалась. От этого попахивало аферой, как у Вампилова. Уж очень Громову не хотелось быть обманутым. Возникало много вопросов: «Почему он раньше не приезжал?», «Какие выгоды парень от него ищет?», «Он хочет воспользоваться его институтскими связями?» Вообще, почему он должен ему верить и помогать? Громов защищал себя, как мог, перед голосом совести.

Гордость за сына

Начался сентябрь. Потекли дни за днями. Однажды Матильда пришла с работы и принесла весть, что Димка лежит в больнице. У него воспаление легких. Матильда ходила навещать коллегу и видела там парня. Громов купил фруктов и отправился вечером в больницу. Димка, увидев отца, улыбнулся. Парень похудел, глаза ввалились. Они вышли в коридор. Вдруг медсестра окликнула его, нужно было принимать капельницу. Димка сказал, что это недолго. Громов уселся на кушетку в коридоре. Решил подождать. В коридор вошла высокая девица и попросила позвать Громова Дмитрия из девятой палаты. Громов сказал, что надо подождать. Девица села рядом с Громовым. Это оказалась двоюродная сестра Димы. Они были из одного села. Девушка училась в том же вузе, но на год старше. Громов расспрашивал о Диме. Парень действительно оказался способным. Первую сессию сдал на «отлично». Был в списках на повышенную стипендию. По ночам работал грузчиком, чтобы матери помочь. Почему-то Громов испытал чувство гордости, пока она говорила. Димка хотел записаться на курсы иностранного языка, но времени на учебу и работу не хватало. Курсы к тому же были дорогими для него. Но основная проблема у Димы с компьютером. В общаге его нет. Мать купить ноутбук не в силе, зарплата копеечная. Но, несмотря на это, Дима старается изо всех сил. Дима вышел к ним через 20 минут. Сестра не стала мешать, отдала передачку и ушла. Громов расспрашивал парня об учебе, о матери. Он словно хотел вникнуть во все, что было в жизни Димки без него. В конце встречи Димка принес Громову коробку: «Я не смог поздравить тебя с Днем рождения позавчера, заболел. Вот. Я знаю, что ты увлекаешься старинными монетами. Это серия фильмов на дисках о самых старинных монетах мира». Парень складывал свой заработок на подарок отцу, который даже до сих пор не верил в то, что Димка родной сын. А Громов даже не знал, когда у парня день рождения. Да что он вообще знал о нем? Дома он постучался к Матильде, у него был коньяк. Они пропустили по рюмке. Громов все ей рассказал. Матильда вскинула свои театральные брови: «Ну и дрянь же ты, Громов. Ты до смерти боялся, что парень объест тебя, обопьет. А Димка не то, чтобы копейку у тебя взять, он еще тебе подарки дарит, совершенно не зная тебя. Тебе Бог счастье послал. Держись за него». Через несколько дней Громов снял с карточки деньги и купил ноутбук.

Галия Дуйсалиева