Корабельная сторона
Номер от 24 ноября 2011 г.

Идеальных штормов не бывает
Это происшествие заставило поволноваться многих

 Теплоход «река-море» проекта 19620. Фото «КС»
Теплоход «река-море» проекта 19620. Фото «КС»

Оно связано с экстремальным штормом, который навалился на Белое море с 14 по16 ноября. О его приближении предупреждали синоптики, стихию ждали, но, к сожалению, без издержек не обошлось – в ночь с 14 на 15 ноября в горле Белого моря исчез питерский сухогруз «Капитан Кузнецов». Точнее, его экипаж не выходил на связь (последний такой сеанс был проведен в 2 часа ночи). Это и заставило спасателей забить тревогу. Сегодня мы расскажем о некоторых подробностях операции по оказанию помощи морякам.

СНАЧАЛА о самом судне. Некоторые СМИ, рассказывая о нем, сравнивали его с сухогрузом «Варнек», который, к несчастью, потерпел катастрофу немногим более года назад примерно в тех же широтах. Это не совсем корректно, поскольку «Капитан Кузнецов» ни в какое сравнение с самоходным плашкоутом «Варнек», конечно же, не идет, он крупнее. Это сухогруз-овощевоз класса «река-море», построенный в 1984 году в Рыбинске по проекту 19620. Длина его корпуса – 86,7 метра, ширина – 12,3, дедвейт – 2186 тонн. Прежнее наименование судна – «Steamer».

Сухогруз шел от портопункта Варандей на берегу Баренцева моря в Архангельск. По одним сведениям - на зимний отстой, по другим – на ремонт. На борту находилось 12 человек. В ночь с 14 на 15 ноября связь с судном прервалась, а в 4.09 было принято «сообщение» аварийного радиобуя с «Капитана Кузнецова». В 7.30 начались поиски судна. Ближе всего к месту, указанному радиобуем, оказался газпромовский буксир-снабженец «Владислав Стрижов», и примерно в 11 часов он начал поиск в сложнейших погодных условиях: ветер северный 20-25 м/сек., волна 6-7 м, видимость - 100-500 м, снежные заряды. Позже в тот же район из Архангельска вышел ледокол «Диксон». Еще два буксира – спасатели «Агат» (Мурманск) и «Капитан Мартышкин» (район Печорской губы) были оставлены в резерве. В аэропорту Васьково ждали команды летчики самолета Л-410 и вертолета Ми-8, однако из-за шквалистого ветра подняться в воздух им не разрешили. К тому же и видимость в районе поисков была на тот час 500 метров.

В 13.30 с базы Северного флота к горлу Белого моря вылетел самолет ПЛО Ил-38. Он завершил свой поиск в 18 часов и подтвердил донесение с «Владислава Стрижова»: в указанных координатах имеется «малоразмерная цель». Опознать ее поисковики не смогли из-за плохой видимости и низкой облачности. Затем выяснилось, что это аварийный буй.

Лишь 16 ноября утром удалось определить точные координаты «Капитана Кузнецова». Ледокол «Диксон» уже был в двух часах хода от него. В 13.56 с его борта поступило сообщение: « Все люди на борту «Капитана Кузнецова» живы. В настоящее время решается вопрос, сможет ли судно следовать своим ходом или ему требуется буксировка». В 16.43 ледокол взял «Капитана Кузнецова» на буксир и направился в Архангельск.

Утром (8.40) 17 ноября с ледокола поступила телеграмма: двоим пострадавшим необходима медицинская помощь. Вертолет со спасателями вылетел из Васьково. На всю операцию по эвакуации двоих раненых было затрачено 16 минут. Диагноз у старпома: закрытая черепно-мозговая травма, у матроса-моториста: перелом ребер. На пути в Архангельск прямо в полете пострадавшим была оказана медицинская помощь (капельница, инъекции). В Васьково вертолет прибыл в 15.45. Отсюда моряков тут же доставили в медицинский центр Семашко в Архангельске.

Рано утром 18 ноября ледокол «Диксон» привел аварийный сухогруз к приемному бую Архангельска. К этому моменту стали извест¬ны некоторые детали происшествия.

В ночь с 14 на 15 ноября волна разбила рубку на «Капитане Кузнецове». Старпом и матрос-моторист в это время находились на мостике и получили травмы. Эти люди приняли на себя всю мощь удара волны. Когда судно потеряло управляемость (остановился двигатель, а также вышли из строя средства связи), моряки активировали аварийный буй, члены экипажа надели спасательные костюмы и задраились в машинном отделении. Борьба за живучесть судна продолжилась вплоть до подхода «Диксона».

Первыми разглядели бедствующее судно летчики самолета Л-410. Еще через 40 минут подлетели вертолеты со спасателями из Нарьян-Мара и Архангельска. При эвакуации пострадавших командир эскадрильи 2-го объединенного авиаотряда Сергей Попов мастерски удержал вертолет при жестоких порывах ветра, чтобы спасатель Дмитрий Попов спустился на палубу сухогруза. Отметим мастерство и мужество летчиков и врачей при эвакуации раненых моряков с борта «Капитана Кузнецова».

По поводу тревожных событий в горле Белого моря уже возбуждено уголовное дело (по ст.263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). Расследованием занимаются специалисты, и, надеемся, мы получим ответы на ряд вопросов. Например, почему капитан сухогруза, зная о надвигающемся урагане заблаговременно, пренебрег стоянкой у Колгуева (по своей практике знаю, удобные места, чтобы переждать жестокий шторм, здесь имеются).

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

Тел. 50-80-12