Корабельная сторона
Номер от 17 ноября 2011 г.

В итоге радикальных переговоров
Сумму подписанных контрактов назвали беспрецедентной – 280 млрд рублей

 Фото пресс-службы мэрии
Фото пресс-службы мэрии

Визит российского премьера Владимира Путина в Архангельск и Северодвинск, который состоялся на прошлой неделе, безусловно, главная экономическая и отчасти политическая новость прошлой недели.

В НАШЕМ городе Путин провел, как подчеркнули ряд СМИ, «радикальные переговоры» с конфликтующими Министерством обороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) по поводу явно зависших проблемных контрактов гособоронзаказа на этот год и некоторых новых в последующее время.

Но сначала было посещение новейшей подлодки. Премьер в сопровождении вице-премьеров Игоря Сечина и Сергея Иванова, министра обороны Анатолия Сердюкова, президента ОСК Романа Троценко поднялся на палубу атомного ракетоносца «Александр Невский», где поздравил экипаж с завершением первого этапа испытаний.

Позже действительно началась процедура подписания контрактов, которая в части заказа Минобороны подлодок, как уже сообщалось, не раз переносилась на более поздние сроки. Вообще, издание «КоммерсантЪ» отметило, что обстановка перед церемонией подписания документов была нервной. Позволим цитату: «Такое ощущение, что торговля между ОСК и военными продолжалась и там тоже. В готовых документах меняли листы, сами документы меняли местами. Кое-что убирали. Потом стали просто что-то дописывать от руки.

— Мы не знаем, кто с кем подписывает! — с отчаянием говорили между собой девушки, которым было заверено править документы».

Но подписанты, скорее всего, с этим вопросом разобрались. Документы были подписаны на строительство атомных подлодок проектов 885М «Ясень» и 955А «Борей» на Севмаше. «Звездочке» достался заказ на строительство так называемого спасательного судна проекта 21300. Ягринцам также досталось «дополнение к соглашению-контракту на средний ремонт атомного подводного крейсера «Новомосковск».

ВОЗНИКЛА более или менее ясность и в вопросе модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144.2 «Адмирал Нахимов», был подписан «контракт на разработку сокращенного технического проекта». Итого – 7 контрактов по линии оборонного заказа.

По части так называемой мирной продукции северодвинского судостроя стороны поставили свои подписи под документами «договора подряда на выполнение работ по разработке рабочей документации, закупке оборудования и материалов, строительству и пуско-наладке ледостойкой стационарной платформы №1 на месторождении имени Владимира Филановского», а также Центральной технологической платформы и переходного моста на том же месторождении. Акт о завершении ходовых испытаний самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая» подписали в тот же день.

Мы уже писали о сути серьезных разногласий между заказчиками (Минобороны) и исполнителями заказов (ОСК). На прошлой неделе, если верить официальным сообщениям, стороны достигли компромисса по ценам, «пойдя на уступки», и якобы теперь договоренность основана на принципиально новом подходе. При заключении контрактов в рамках государственного оборонного заказа судостроители сами будут выбирать себе субподрядчиков (на финансирование соглашения с субподрядчиками приходится около 70 процентов стоимости контракта) и, соответственно, самостоятельно нести ответственность за исполнение договоров. Раньше подрядчиков для корабелов выбирало Минобороны.

Итоговой точкой дня с кораблестроительным акцентом стало еще одно мероприятие - совещание с профильными вице-премьерами и представителями ВПК. Заключительную фразу премьера затем цитировали многие СМИ: «Мы тщательно проанализировали причины, которые привели к проблемам при размещении гособоронзаказа. Именно в этой логике было принято решение размещать госзаказ не на один год, а сразу на три. Это позволит предприятиям планировать и ритмично строить свою работу. Наши масштабные планы по обновлению армии и флота должны быть выполнены. Это важнейшая общегосударственная задача. Хочу пожелать и судостроителям, в том числе и севмашевцам, всем работникам российского ОПК успехов в этой сложной, ответственной работе».

В качестве информационного дополнения. В ходе северодвинского совещания по вопросам гособоронзаказа Владимир Путин сообщил о начале строительства верфей на Дальнем Востоке России. Если верить его словам, в настоящее время возводятся корпуса предприятий и работа идет полным ходом. Строительство ведется в сотрудничестве с иностранными партнерами. На базе завода «Звезда» планируется построить верфь «Звезда-DSME» (совместно с компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co), а также «Восток-Рафллс» (совместно с сингапурской фирмой Yantai Raffles Shipyard Ltd).

Олег АНДРЕЕВ