Корабельная сторона
Номер от 17 ноября 2011 г.

Торговались долго. А нужно ли?
Переговоры по поводу гособоронзаказа этого года, точнее, той его части, которая непосредственно касалась северодвинских верфей, явно затянулись. «КС» постоянно отслеживала ход этой дискуссии. Сегодня документы подписаны. Свои комментарии по поводу этого события дают чиновники, обозреватели, финансисты. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

Андрей ФРОЛОВ, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (в интервью газете «КоммерсантЪ»):

– Парадоксально, но практически впервые за весь постсоветский период речь не идет о недофинансировании. Наоборот, выделенные средства не удается освоить вовремя и в полном объеме. Активно стали контрактоваться сложные и длительные в производстве системы, такие как крупные боевые корабли и подводные лодки. Да, подобные заказы имели место и раньше, но они были единичными, корабли были головными, а серий для внутреннего заказчика Россия не видела с 1991 года.

Андрей ВЕРНИГОРА, представитель департамента Министерства обороны по обеспечению гособоронзаказов:

– Мы не договариваемся ни с кем по уровню цены! Мы принимаем цену, которая документально обоснована и подтверждена расчетно-калькуляционными материалами. Это принципиальная позиция, это же не рынок. На настоящий момент 252 предприятия не могут предоставить Минобороны расчетно-калькуляционные материалы (РКМ). Вот в чем кроется причина! Давайте РКМ, мы их проверим, признаем обоснованность заявленных цен, и готовы заключать контракты. Та законодательная база, которая сейчас существует, требует корректировки и внесения изменений. Но для нас основной закон – 94-ФЗ, который регламентирует всю деятельность при размещении гособоронзаказа. Если контракт был заключен по результатам конкурса, то он не может изменяться в течение его выполнения, ведь предприятие вышло на конкурс, выиграло его и согласилось с обозначенной ценой…

Сергей КУЧЕНОВ, зам. гендиректора Севмаша по экономике и программам развития:

– Из проблем в области ценообразования я вижу только то, что заказы, по которым сейчас ведется процесс ценообразования, – новые, и документация, которая должна была быть к моменту заключения контрактов, готова не вся. Мы по объективным причинам не можем представить все калькуляционно-расчетные материалы, как того требует Министерство обороны; можем сделать только расчеты со степенью готовности в районе 70 процентов. Понимание уровня цены при этом получается достаточно полное, но представить договоры (проекты договоров) либо расчеты от всех поставщиков по требованию Минобороны не можем! Есть случаи, когда всех поставщиков до конца мы просто не знаем. 72 месяца строится лодка проекта «Ясень» и 75 месяцев – проекта «Борей». Мы можем составить сегодня их ценовой прогноз, но, как считает Минобороны, он должен базироваться на твердых, неизменяемых конструкторских материалах. Однако всех конструкторско-технологических материалов на сегодня просто нет, и в лучшем случае они появятся к концу 2012-го года. Процесс проектирования тоже достаточно длительный, и проектант ведет эту работу на протяжении трех-четырех лет. Дальше в процессе постройки, естественно, происходят уточнения, изменения, и в этом случае опять требуется изменение документации. Мы считаем, что сложившаяся система требует изменений. «Затратный» метод (любой ценой в поставленные сроки), который действовал в советские времена, уже неприемлем – какие-то изменения всегда будут по любому проекту. Тем более что Министерство обороны, мы уверены, хочет иметь самые современные подлодки. Соответственно, будут вноситься изменения – наука не стоит на месте.

Леонид СТРУГОВ, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга:

– Мы долго шли к подписанию этих контрактов. Прежде всего, это загрузка для Севмаша, да и «Звездочка» обеспечена работой. А главное, есть заказы – есть деньги, стабильная зарплата и так далее. В Северодвинск я стал приезжать редко, очень много работы в Москве. Но я начинал свою трудовую биографию на «Звездочке», отработал там десять лет. У меня здесь мама живет и брат, поэтому всегда в Северодвинск приезжаю с удовольствием. Город мне очень нравится. И позитивные перемены, конечно, заметны. Вот дорогу рядом с заводом строят. Большое дело, скажу я вам.

По материалам пресс-службы мэрии Северодвинска