Корабельная сторона
Номер от 10 ноября 2011 г.

Спорам конец – делу венец?
Ситуацию вокруг гособоронзаказа для главной северодвинской верфи лихорадило всю последнюю неделю

 Итак, цены названы. Как они отразятся на зарплатах корабелов, неизвестно. Фото Валерия Уткина
Итак, цены названы. Как они отразятся на зарплатах корабелов, неизвестно. Фото Валерия Уткина

Еще утром 1 ноября «Военно-морской портал» сообщал: «До сих пор не подписан гособоронзаказ для Севмаша на 2011 год» и делал при этом ссылку на начальника производственно-диспетчерского отдела Михаил Будниченко. Однако к 16 часам того же дня в СМИ появилась информация о том, что Объединенная судостроительная корпорация и Минобороны все же договорились о ценах по контрактам в рамках гособоронзаказа.

НЕКИЙ представитель Военно-промышленной комиссии при этом пояснял, что все необходимые документы могут быть подписаны до конца недели. «Цены представляют компромиссный вариант между предложениями ОСК и Минобороны». Кроме того, по его же словам, на совещании под руководством вице-премьера России Игоря Сечина наконец-то согласованы цены на подлодки проектов «Ясень» и «Борей», хотя подробности достигнутого соглашения не уточнялись.

Действительно, ранее представители ОСК и Минобороны России заявляли, что сторонам не удается подписать данный контракт из-за ценовых разногласий. В частности, российское военное ведомство обвиняло судостроительную корпорацию в неоправданном завышении цен, а представители ОСК утверждали, что Минобороны требует значительного снижения стоимости подводных лодок, делая их строительство убыточным.

Впрочем, вскоре тайну разгласила столичная газета «КоммерсантЪ», написав: «В рамках достигнутой договоренности атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» обойдется Минобороны в 47 миллиардов рублей, а подлодки «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» проекта 955 «Борей» - в 23,2 миллиарда рублей каждая». Затем и газета «Ведомости» (№207 от 2.11.11) назвала общую стоимость контракта на три подлодки - более ста миллиардов рублей и оговорилась, мол, эта сумма все равно на несколько миллиардов рублей меньше той, что изначально запрашивала судостроительная корпорация.

К тому же в настоящее время специальная комиссия, созданная для урегулирования споров между ОСК и Министерством обороны, занимается разработкой нового варианта определения стоимости изделий и заключения контрактов, чтобы исключить возможные конфликты в следующем году. Подробности новой системы расчетов для заключения контрактов не раскрываются, хотя упомянутый «КоммерсантЪ» пишет, что в будущем контракты позволят ОСК сохранить рентабельность на положительном уровне.

Помимо заключения контракта на АПЛ, Минобороны и ОСК заключили еще одно соглашение. Оно позволит корпорации при выполнении будущих заказов независимо от Минобороны, самостоятельно подбирать субподрядчиков. Вместе с тем возрастает и ответственность корабелов за выполнение контракта, поскольку все издержки они будут нести уже самостоятельно.

Олег АНДРЕЕВ