Корабельная сторона
Номер от 27 октября 2011 г.

Спасайся кто сможет! А кто не сможет?
ВМФ России отказался финансировать новый спасательный комплекс. Неужели мало тонули наши моряки?

Уникальный спасатель «Карпаты» был списан Минобороны в утиль при 80 процентах готовности после капитального ремонта. теперь Минобороны требует «чего-нибудь подешевле»... Фото Олега Химаныча
Уникальный спасатель «Карпаты» был списан Минобороны в утиль при 80 процентах готовности после капитального ремонта. теперь Минобороны требует «чего-нибудь подешевле»... Фото Олега Химаныча

К ЭТОМУ времени нижегородские конструкторы ЦКБ «Лазурит» уже несколько лет работали над созданием глубоководного водолазного комплекса для спасательного судна нового поколения. Центральный военно-морской портал с тревогой сообщил об этом на прошлой неделе и назвал главную причину отказа – «необоснованно» завышенная (по мнению Министерства обороны. – Прим. О.Х.) стоимость создания и производства комплекса, а также неопределенность по срокам готовности комплекса к поставке на корабль.

Военные вдруг потребовали от нижегородцев предъявить разрабатываемый комплекс в готовом виде, при этом денег на его создание, как выяснилось, в полном объеме ими… не выделялись и работы велись… за счет собственных средств бюро.

Примерно тогда же в СМИ проскочила информация о том, что в качестве замены отечественному глубоководному комплексу уже рассматривается британский аналог, у которого… меньшие по сравнению с российским возможности. В частности, зарубежный комплекс уступает нашему и по операционной универсальности, и по максимальной глубине погружения, на которой подобные аппараты способны вести работы. Сообщается: чиновники при погонах из Минобороны считают, что «так будет и выгоднее, и быстрее», а то, что для адаптации иностранной техники под требования российских стандартов потребуются дополнительные средства и время, сопоставимые (по мнению ЦКБ «Лазурит». - Прим. О.Х.) с затратами по созданию российского оборудования, их не смущает.

Из уст представителя нижегородского конструкторского бюро уже прозвучало объяснение этого многим «непонятного момента»: «В конечном итоге закупка пусть и современного, но зарубежного оборудования неизбежно потянет за собой в сторону удорожания всю цепочку работ по его установке и эксплуатации, а также потребует изменить алгоритм проведения спасательных работ. Например, для адаптации корабля-носителя потребуются изменения в проекте. За обучение специалистов флота надо будет платить гораздо больше. А вопрос насчет запасных частей - как он будет решаться? Как бы окончательная сумма за приобретение зарубежного комплекса не получилась больше».

А что же сам носитель новейшего глубоководного комплекса? Спасатель «Игорь Белоусов» был заложен на Адмиралтейских верфях Питера еще в 2005 году. На сегодняшний день заказ для предприятия является убыточным. «Примерно 25% затрат на постройку корабля мы вынуждены покрывать из средств завода», - прокомментировал ситуацию представитель предприятия. Теперь же, получается, конфликт между Мин¬обороны и нижегородцами, как говорится, усугубил собой питерскую проблему, поскольку стали не совсем ясными перспективы еще и проекта 21300.

Вопрос ценообразования при строительстве кораблей в современной России по-прежнему далек от разрешения. Напомним, Объединенная судостроительная корпорация не желает строить корабли для флота себе в убыток, и это понятно. К тому же и работы из-за отсутствия ритмичного финансирования военными по многим их заказам на наших верфях идут с отставанием. Картина северодвинцам, кстати, очень знакомая – выдайте нам в срок корабль (комплекс), да подешевле, а деньги потом. По заявлению президента ОСК Романа Троценко, корпорация не может уступить Минобороны в вопросах цены, поскольку военные требуют снизить ее на 30%, и в этом случае эти заказы для корабелов будут нерентабельны. К тому же Минобороны предлагает оплату за уже выполненные работы по расценкам 2005 года, что не покрывает затраты предприятий и вообще не дает им никакой прибыли.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

P.S. На прошлой неделе в Кольском поселке Оленья Губа состоялась торжественная церемония открытия после реконструкции памятника экипажу погибшей ракетной подводной лодки С-80.

В нынешнем году исполнилось 50 лет со дня ее гибели. Катастрофа 21 января 1961 года стала первой послевоенной потерей Северного флота. Уникальная операция по подъему С-80 с более чем 200-метровой глубины была осуществлена спасателями экспедиции особого назначения. В операции было задействовано уникальное отечественное судоподъемное судно-спасатель подлодок «Карпаты», применены передовые водолазные технологии. Корпус погибшей 800-тонной подлодки впервые в мировой практике был целиком (!) поднят и отбуксирован на мелководье. Погибших подводников тогда похоронили на местном кладбище поселка Оленья Губа. Нынешняя реконструкция памятника была осуществлена в рамках шефских связей между военными моряками и ООО «Русэнергосбыт».