Корабельная сторона
Номер от 6 октября 2011 г.

...Когда забьется сердце корабля
Недавно на Севмаше на авианосце «Викрамадитья» завершила работу инспекторская группа Объединенного штаба ВМС Индии под руководством начальника управления производства и закупок кораблей вице-адмирала Надела Нираджана Кумара.

О ЗНАЧИМОСТИ события говорит тот факт, что в переговорах и обсуждениях, в совещаниях и в составлении итоговых документов, помимо руководителей Севмаша – исполняющего обязанности генерального директора Михаила Будниченко, главного инженера Алексея Алсуфьева, начальника производства № 4 (военно-техническое сотрудничество) Сергея Новосёлова, – участвовали президент Объединённой судостроительной корпорации Роман Троценко, вице-президент ОСК, генеральный директор Северного центра судостроения и судоремонта Анатолий Тюков, начальник департамента ВТС Игорь Пономарёв, заместитель начальника департамента ВМФ ОАО «Рособоронэкспорт» Евгений Одинцов.

Сегодня о результатах визита рассказывает Георгий Жуков, заместитель начальника производства № 4.

– Итогом работы инспекторской группы стало подписание рабочего протокола. Георгий Георгиевич, расскажите об основных положениях этого документа.

– Прежде всего скажу: г-н Кумар и прибывшие с ним адмиралы остались удовлетворены тем, что увидели на авианосце, и тем, что корабелы Севмаша сделали за время, прошедшее с последней инспекторской проверки. В этот раз инспекторская группа в течение недели, без выходных, знакомилась с ходом переоборудования «Викрамадитьи» по всем направлениям. И это неудивительно, ведь вместе с г-ном Кумаром приехали специалисты по корабельным устройствам и радиоэлектронному вооружению, авиационно-техническим средствам и электрочасти.

Как индийскую сторону, так и нас все решения, занесенные в итоговый протокол и в приложения к нему, полностью устраивают. Теперь конкретно. В протоколе поставлены задачи на ближайшее будущее, согласованы спорные вопросы. Особенно важным для Севмаша стало то, что наша идея по пересмотру генерального графика ремонта и переоборудования корабля нашла понимание у индийских партнеров.

– В чем ее суть?

– Мы предложили перенести заводские ходовые испытания авианосца на несколько месяцев - с ноября нынешнего года на май 2012-го. Наши объяснения индийских коллег удовлетворили; они согласились с тем, что выходить в море в этом году нецелесообразно, но подчеркнули, что закончить испытания авианосца и подписать приемный акт надо обязательно в декабре 2012 года.

Итак, ходовые – в конце мая 2012 года. Вместе с тем индийская сторона, зафиксировав в протоколе отставание работ от генерального графика на четыре месяца, убедительно попросила до начала ходовых испытаний это отставание ликвидировать. Поэтому наша основная задача сегодня – не расслабляться и наращивать темпы выполнения работ.

– Иными словами, дата сдачи корабля Индии остается прежней – 4 декабря 2012 года?

– Совершенно верно. Сегодня, по оценке адмирала Кумара, выполнено 85 процентов всех работ, однако до выхода «Викрамадитьи» в море еще многое нужно сделать. Наша главная цель - в марте 2012 года завершить достроечные работы, окончательную отделку помещений, провести в полном объеме швартовные испытания всех механизмов, оборудования и систем. На апрель намечены замеры электромагнитного поля авианосца, по результатам которых будет принято решение о размагничивании корабля. В оставшиеся месяцы нынешнего года предстоит ускоренными темпами обустроить столовые, камбузный и медицинский блоки, жилые помещения – кубрики, каюты, душевые и гальюны. К слову сказать, одно из условий сдачи корабля инспекции безопасности мореплавания – заселение российского экипажа не менее чем за 90 суток до выхода в море. Поэтому к середине февраля авианосец должен быть готов к приему офицеров и матросов сдаточной команды, которые будут постоянно проживать на борту.

Конечно, в ходе совещаний и переговоров с г-ном Кумаром и его коллегами обсуждались и другие темы: например, шла речь об интеграции канала передачи информации между кораблем и самолетами, о поставках Севмашем эксплуатационной документации, об обучении индийского экипажа и о многом другом. Но повторю: состоянием корабля индийские адмиралы остались довольны – налицо явный прогресс.

При прощании обе стороны, индийские адмиралы и руководители Севмаша, выразили уверенность, что к следующему приезду инспекторской группы в январе 2012 года швартовные испытания корабля будут в самом разгаре и уже «забьется сердце корабля» – будут идти комплексные испытания главной энергетической установки.

Беседовал Олег КОРОТКОВ