Корабельная сторона
Номер от 6 октября 2011 г.

Близ Шпицбергена созрел скандал
Архангельских рыбаков задержали норвежцы. Наши считают – незаконно

В Норвегии из-за такой мелкой рыбы возможен такой большой скандал. Фото «КС»
В Норвегии из-за такой мелкой рыбы возможен такой большой скандал. Фото «КС»

Вечером 28 сентября корабль норвежской береговой охраны W-320 Nordkapp взял под арест российский траулер «Сапфир-2», принадлежащий объединению архангельских рыболовецких колхозов. Поводом для задержания послужил якобы выброс рыбы за борт из шпигата рыбообрабатывающей фабрики траулера. Инцидент произошел в зоне издавно спорных интересов двух стран, близ Шпицбергена.

НОРВЕЖСКИЕ инспектора поднялись на борт российского судна, проверили документацию, в том числе промысловый журнал, а также осмотрели трал. После этого инспектора, не предъявив никаких претензий, выдали капитану устное предписание об аресте.

В 18.25 капитан «Сапфира» Владимир Писаренко вышел на связь с российским рыбоохранным судном «Анграпа» (оно находилось в 25 милях от места инцидента), сообщил о том, что на борту его траулера находится группа норвежцев из восьми человек, и попросил оказать ему помощь. Этот разговор был прерван норвежцами – они отключили связь на «Сапфире-2».

Тогда уже с «Анграпы» попытались установить связь с норвежской береговой охраной, однако те заявили, что не намерены сотрудничать с российской морской инспекцией, сославшись на то, что вся информация о причинах задержания ими отправлена в контролирующие органы Норвегии и России. После этого инспектора заглушили двигатель на российском судне и взяли его на буксир для привода в порт Тромсё. На борту «Сапфира-2» на этот момент находилось 35 наших рыбаков.

На помощь россиянам сначала подошли другие российские траулеры - «Капитан Громцов», «Капитан Долгих» и «Капитан Дураченко». Они пытались маневрировать, мешая движению. Нагнавшее «Сапфир» и Nordkapp наше рыбоохранное судно «Анграпа» также пыталось помешать буксировке, однако до конца сделать этого не удалось.

Норвежцы утверждают, что у них есть видеозапись того, как команда траулера сбросила за борт часть улова мелкой рыбы (норвежские законы запрещают это делать). Однако наши заявляют о том, что никаких доказательств инспектора им не предоставили. К тому же судно только вышло на промысел и выбрасывать за борт рыбакам было просто нечего.

По словам капитана Владимира Писаренко, за свою 18-летнюю капитанскую практику он впервые столкнулся с такой агрессией.

- По сути, это была войсковая операция, - сообщил он по радиотелефону. - Все поднявшиеся на борт были военными, за исключением одного инспектора. Обвинений нам никто никаких не предъявлял. Когда узнали, что на подмогу идет российское рыбоохранное судно, они заблокировали нашего штурмана в рубке. Если бы я объявил аврал, то моя команда просто бы выбросила их за борт. Но тогда я сразу же стал бы преступником. Мог разгореться настоящий вооруженный конфликт…

В конце прошлой недели в Тромсё прибыли представители российского посольства и Росрыболовства. Они намерены добиваться освобождения судна и его экипажа.

- В прошлом году в норвежские суды россияне направили с десяток исков о понесенных убытках из-за действий норвежских инспекторов, — рассказал официальный представитель Росрыболовства Александр Савельев. — И все эти иски выиграли. При этом в прошлом году российско-норвежская комиссия по рыболовству признала, что наши рыбаки не допустили ни одного нарушения!

Добавим, что за последние три месяца норвежская береговая охрана задержала в северных водах уже шесть российских промысловых судов.

Олег АНДРЕЕВ

Официально

МИД РФ заявило протест послу Норвегии в Москве в связи с задержанием береговой охраной Норвегии в так называемой «рыбоохранной зоне» Шпицбергена российского рыбопромыслового судна «Сапфир-2». Подчеркнуто, что действия носили неприемлемый и вызывающий характер. Норвежскими инспекторами экипаж был отстранен от управления судном, изъята вся документация, закрыт доступ к радиорубке и офисной технике, представители береговой охраны Норвегии отказались взаимодействовать с должностными лицами Росрыболовства, находившимися на судне «Анграпа», осуществлявшем контроль за рыболовной деятельностью российских судов в этом районе. Заявлено о неприемлемости таких действий и выдвинуто требование о незамедлительном освобождении судна.