Корабельная сторона
Номер от 29 сентября 2011 г.

Россия выходит на Севморпуть. В какой уже раз?
Состоялся II Международный форум «Арктика - территория диалога».

Фото Rgo.ru
Фото Rgo.ru

На прошлой неделе он стал самым значительным событием в жизни нашего северного региона. Поэтому этот выпуск «КС» мы решили посвятить поднятым на форуме вопросам Арктики, которые имеют прямое отношение к Архангельской области, в частности. Для участия в форуме в Архангельск прибыли ученые, видные политические и общественные деятели, представителей стран Арктического совета и стран-наблюдателей.

БАЗОВОЙ организацией для проведения официальных церемоний, встреч и дискуссий стал Северный Арктический федеральный университет, а основной темой для обсуждений - формирование арктической транспортной системы как фундамента для развития Арктического региона. Особо выделялся вопрос обеспечения комплексной безопасности для судоходства и авиации, сопровождения их средствами космического, радионавигационного и гидрометеоконтроля. Не была обделена вниманием и тема борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций, поиска и спасения пострадавших, а также вопросы совместной охраны окружающей среды, экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и повышения качества жизни коренных народов Арктического региона. Всего в работе участвовало около 400 ведущих ученых и экспертов, политиков, глав государств и правительств стран арктического региона, представителей крупнейших российских, американских, канадских и скандинавских бизнес-структур.

Тон обсуждению проблем Арктики, как и ожидалось, задал премьер РФ Владимир Путин. Он отметил, что изменение климата и достижения технического прогресса увеличивают навигационный период и открывают человеку доступ к еще не освоенным районам Крайнего Севера. Вместе с тем, по его словам, обязательным условием реализации программ по освоению Арктики должно стать цивилизованное отношение к природе.

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути к концу 2011 года может достигнуть 700 тысяч тонн, и это только начало для морской магистрали, и в дальнейшем грузооборот будет увеличиваться, считает Путин. По его мнению, через Арктику лежит кратчайший путь между рынками Европы и Азии, он на треть короче традиционного южного маршрута, и это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы.

Поэтому государство и частные компании, которые выберут арктический маршрут для перевозок, вне всяких сомнений, получат весомые преимущества и дивиденды. Премьер также отметил, что для развития Севморпути планируется реализовать целый комплекс мер: развитие существующих портов и строительство новых, обновление ледокольного флота, принятие законопроекта о Севморпути, ряд других мер.

Иными словами, из заявлений премьера следовало, что власть собирается превратить Северный морской путь в важный торговый маршрут международного значения. Объективности ради заметим, что эксперты, в частности в «Независимой газете», усомнились в возможности реализации столь грандиозных замыслов Путина, указывая на то, что могут возникнуть проблемы с финансированием. К тому же и сайт «РБК Daily» сообщил, что два года назад власти уже откладывали из-за недостатка финансирования принятую было к реализации программу освоения Арктики.

Премьер Путин также заявил о том, что Россия в ближайшее время приступит к разработке арктического шельфа, и, чтобы продемонстрировать успехи в этой области, связался с ледостойкой платформой «Приразломная», недавно прибуксированной в Печорское море.

Плюсы северного потока

Разговор о транспортном значении Севморпути продолжил генеральный директор ЗАО ЦНИИМФ Всеволод Пересыпкин. В частности, он сообщил о том, что в 2010 году по Северному морскому пути было совершено 11 транзитных рейсов (220 тысяч тонн грузов). За восемь месяцев этого года - уже 25 рейсов с общим объемом грузов 680 тыс. тонн. В том числе по Севморпути проследовал большегрузный танкер с углеводородами дедвейтом 162 тыс. тонн. Морские перевозки с запада на восток уже в ближайшие годы могут достичь 5-6 млн тонн в год, в обратном направлении - 2-3 млн тонн грузов. А в более отдаленной перспективе грузоперевозки в обоих направлениях могут достигнуть даже 65 млн тонн грузов в год. С этим согласился заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, подчеркнув: «Перевозки по северной магистрали переходят из разряда экспериментальных в разряд коммерческих». Генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк обозначил следующие преимущества Севморпути: сокращение сроков доставки грузов, экономия топлива, уменьшение выбросов парниковых газов, отсутствие в полярных водах пиратов. Его поддержал министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Старая песня о Белкомуре...

Разговоры на форуме были и вокруг уже изрядно затертого вопроса о Белкомуре – железнодорожной магистрали Белое море – Республика Коми – Урал. Тема эта далеко не новая, периодически поднимаемая и столь же периодически угасающая. На этот раз ее подняли губернатор Прикамья Олег Чиркунов и заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Факт необходимости в строительстве дороги был признан очевидным, ведь она свяжет регионы Сибири и Урала с северными портами, сократив прежний путь на 800 километров. Тем не менее, когда представители Архангельской области предложили включить проект Белкомура в список приоритетных для всего Северо-Запада, федеральные власти заявили о том, что не готовы вкладываться в проект раньше 2015 года. Что же выходит? На словах – «за», а на деле?! К тому же есть разночтения в маршруте новой железнодорожной магистрали. Одни хотят зациклить его на морской порт Архангельск, другие видят конечную точку в Мурманске. Кстати, при освещении этого вопроса в СМИ немало позабавили всех журналисты «Двина-Информ», сообщив миру о том, что «строительства железной дороги от Архангельска до Мурманска не требуется», поскольку таковая якобы есть… «через город Онега» (?!).

Экологи на форуме выступили за крайне осторожный подход к промышленному освоению Арктики, которое может привести к стремительному таянию льдов и нарушению климатического баланса на планете.

…и старая песня о поморах

В рамках форума в Институте управления и регионологии САФУ прошел «круглый стол», на котором рассматривался вопрос о том, кто такие нынешние поморы и можно ли их действительно отнести к коренным малочисленным народам Севера.

Ни один из экспертов - участников «круглого стола» не посчитал, что нынешние поморы - это коренной малочисленный народ Севера, как уже многие годы нас пытаются убедить местные приверженцы этой идеи. Доктор философских наук, профессор Анна Соловьева достаточно ясно в очередной раз пояснила «народу Поморья»: «В России есть огромное количество малых народов, этнических групп, которые так или иначе наладили отношения с русскими как с доминантной этнической группой. Доминантной не потому, что она притесняет кого-то, а потому, что большинство населения дали свой язык, свои национальные коды для национальной культуры». Рассматривать архангельских поморов в рамках культурно-исторической идентичности можно, но какое отношение это имеет к этническим вопросам?!

Итоговым аккордом форума можно назвать заявление о том, что стратегию развития Арктики Россия может принять уже в конце этого года. В течение двух недель парламент может одобрить закон о Северном морском пути, отвечающий за инфраструктурную часть стратегии. Следующий Арктический форум, как стало известно, будет посвящен экологии региона.

Олег АНДРЕЕВ