Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2011 г.

У мичмана Панина есть свой корабль
Для России это очень хорошо, если бы не возникали вопросы

На прошлой неделе в Сочи состоялась торжественная церемония имянаречения и поднятия государственного флага на первом в истории группы компаний «Совкомфлот» научно-исследовательском судне геофизической разведки. В торжественной церемонии участвовал председатель правительства России Владимир Путин, что уже само по себе привносило в это событие большой символический смысл. Но высокий символизм присутствовал не только в этом...

КОРАБЛЬ получил имя «Вячеслав Тихонов». Напомним, знаменитый, любимый миллионами россиян актер, народный артист СССР в своей богатой творческой биографии не раз создавал образы моряков. В частности, многим памятна его роль в фильме «Мичман Панин», где он сыграл главную роль.

Это, как сказано, «высокотехнологичное судно геофизической разведки» было построено в августе 2011 года и является самым молодым из шести ныне существующих судов подобного класса в мире (!). Оно оснащено самым современным оборудованием и обладает рядом уникальных технических характеристик, имеет специфическую форму корпуса и отличается супер-современным дизайном. Из всего этого можно уже с большой степенью вероятности предположить, что строили его вовсе не наши, российские корабелы. Действительно, ответственную высокотехнологичную работу и на сей раз выполнили заграничные судостроители - судно приобретено Россией на условиях бербоут-чартера у одного из мировых лидеров в области морской сейсморазведки - компании Polarcus Limited. И это тоже символично.

Основные параметры корабля: дедвейт – 4770 тонн, длина максимальная - 84,2 метра, ширина - 17 метров, экипаж - 22 человека. У судна «оптимизированные параметры дизель-электрической установки и пропульсивного комплекса», усиленный ледовый корпус (ледовый класс - 1А). Судно предназначено для проведения геологоразведочных работ на континентальном шельфе, прежде всего в сложных климатических условиях арктических и субарктических морей, Регистр разрешил кораблю вести исследовательскую работу в условиях низких температур.

Итак, судно будет ходить под флагом России, а портом его приписки стал Новороссийск. Больше того, если верить СМИ, «Вяче-слав Тихонов» уже «приступил к выполнению контракта на проведение сейсморазведки по проекту… Туапсинский прогиб в интересах ОАО «НК Роснефть» и ExxonMobil».

Здесь возникает, по-моему, естественный вопрос: уникальному судну с ледовым классом корпуса (!) работу почему-то доверили на… Черном море. А как же Арктика, про богатства шельфа которой стране уже все уши прожужжали?

В Арктике геологоразведочные дела на шельфе, между прочим, следующие. Норвегия только что завершила первый сезон сейсмического зондирования в районе недавно установленной границы в Баренцевом море. Этим занималась экспедиция на борту исследовательского судна «Харьер Эксплорер». Министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии заявил в связи с этим: «Мы довольны, что работы прошли в полном соответствии с планами. Это очень важная информация, которая позволит нам лучше понять этот район и оценить его потенциал для разработок». Норвежским ученым предстоит теперь обработать данные свыше 11400 км сейсмометрических линий, собранное за минувший сезон. А наша Россия с ее многократными барскими претензиями на морскую державность, и в частности на Северный Ледовитый океан, еще только планирует начать сейсморазведку на своей стороне поделенной «баренцевоморской» зоны в 2012 году.

По словам директора Института проблем нефти и газа Российской академии наук академика Анатолия Дмитриевского, если в России и приступят к зондированию следующим летом, то успеют получить аналитические результаты к 2013 году, а первую скважину здесь пробурят не раньше 2014 года.

Впрочем, это уже не торжественная символика, а будничная реальность.

Олег ХИМАНЫЧ, заместитель главного редактора «КС»