Корабельная сторона
Номер от 15 сентября 2011 г.

Череповецкие авансы
Накануне выборов флот России в очередной раз обещают спасать

 Чем больше слов о возрождении флота России, тем больше становится в России корабельных кладбищ. Фото из архива Олега Химаныча
Чем больше слов о возрождении флота России, тем больше становится в России корабельных кладбищ. Фото из архива Олега Химаныча

В частности, на недавней встрече с общественностью в Череповце, которая устраивалась в рамках межрегиональной конференции «Единой России», премьер-министр РФ В. Путин заявил, что до 2020 года на переоснащение Военно-морского флота страны будет направлено 4,7 трлн рублей.

ПРИВОДИМ слова премьера дословно: «По сути, после многолетнего перерыва мы начинаем большую судостроительную программу. Цель понятна – это создание современного флота, способного решать все задачи – от ядерного сдерживания до присутствия в Мировом океане, до охраны наших экономических интересов и биоресурсов России».

Цель действительно понятна, но непонятно другое – куда девались все предшествующие программы по так называемому возрождению российского флота. Две, если не три, таких «программы» в свое время задекларировал Борис Ельцин, да и у его преемников уже далеко не в первый раз звучат пафосные слова на эту тему. И что? Кто-нибудь отчитался о сделанном?!

Заявление премьера РФ вызвало отклик сразу на нескольких специализированных сайтах, а влиятельная «Независимая газета» откликнулась на «череповецкие авансы» отдельной статьей с красноречивым заголовком «Предвыборная Цусима». Стоит процитировать ее часть:

«Если речь не просто о предвыборном заявлении (среди избирателей людей в погонах, как известно, значительное количество), то можно только порадоваться за отечественный военный флот. Другое дело, что хотелось бы знать, о какой судостроительной программе идет речь. И кстати, входят ли в упомянутую сумму 1,2 млрд евро, которые получит Франция за поставку России двух вертолетоносцев «Мистраль», необходимость которых для отечественного флота военным экспертам кажется как минимум спорной.

Программы и стратегии у нас любят. Беда, что их много, а реализуются единицы. Что на гражданке, что на флоте.

Посему главные вопросы: чем и как будут оснащать ВМФ? Сначала адмиралы утверждали, что стране нужны авианосцы. В июне 2009 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий объявил, что флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя «космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях». Звучит красиво, но что это такое, никто не понял. А вскоре выяснилось (со слов министра обороны Анатолия Сердюкова и вице-премьера Сергея Иванова), что никаких авианосцев в ближайшее время не будет – финансирование их строительства не заложено в госпрограмму вооружений.

Современные корабли, в том числе и солидного водоизмещения, в России, конечно же, строят. Но, как правило, на продажу – в Индию, Китай. Свой флот пополняется штучным товаром. И, как правило, речь идет о москитном флоте. Который задачи «от ядерного сдерживания до присутствия в Мировом океане», конечно же, решать не способен».

Разумеется, не оставили без внимания слова премьера В. Путина не только малосведущие о реальном положении дел журналисты, но и бывшие уже флотоводцы, явно и давно не разделяющие оптимизма заявлений нынешней власти. В их числе адмиралы, на чью пору пришлось командование оперативными эскадрами и даже флотами. К ним стоит прислушаться уже потому, что это практики морской, а не кабинетной службы. Среди них и бывший начальник главного штаба ВМФ Валентин Селиванов, и бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. Он известен тем, что категорически противился линии главкома на списание вполне еще боеготовых кораблей, по финансовым причинам застрявших в ремонтах. За что и поплатился. Резкую реплику, которой он оценил заявление премьера в Череповце, сейчас обсуждают многие: «Пофигизм. Ничего нового не создаем. Сгнием так и утонем».

Адмирал и его единомышленники полагают, что российский Черноморский флот ныне низведен до ранга флотилии разнородных сил. Балтийский флот фактически не существует, точнее, он числится, но боеготовность его, включая и самые новые корабли, ничтожна. Тихоокеанский – вообще считается дальней и затхлой гаванью. Это при постоянно обостряющейся в сопредельных с нашими тихоокеанских водах обстановке. Северный флот давно уже забыл, как отряжал в дальнее море соединения и оперативные эскадры. На этом фоне российское участие в операции по «защите мирного судоходства от пиратов» в Аденском заливе выглядит нелепо и показушно.

«Независимая газета» справедливо отмечает: «После цусимской трагедии в России была принята программа возрождения флота. Аналогичные программы были приняты в 30-е годы и после Великой Отечественной войны. Они были конкретными и понятными – сколько и какие типы кораблей должны быть построены. Сегодня же политики предпочитают говорить не об этом, а о масштабных финансовых вложениях в будущий флот. Причем в весьма отдаленном времени. С точки зрения избирательных кампаний 2011 и 2012 годов, может быть, это и правильно. Но с точки зрения безопасности страны – вряд ли».

Вроде бы важная информация прозвучала в Череповце, да и названная сумма внушительно звучит, но, право же, в который раз мы слышим подобные заявления, которые на поверку оказываются предвыборной говорильней?! Оттого и скепсис.

Материалы для обзора готовил Олег АНДРЕЕВ