Корабельная сторона
Номер от 4 августа 2011 г.

Через огонь в воду
«Мужские тренировки» помогут корабелам работать на «Приразломной»

Все пассажиры расположились на местах, пора в дорогу. Междугородний автобус, смешиваясь с утренним потоком машин, покатил по привычному маршруту Севмаш – «Котлас». Кто-то подшучивает, кто-то настроен более серьёзно, видимо зная, какие испытания нужно будет сегодня пройти.

«КОТЛАС», в прошлом сухогруз, теперь, после переоборудования, учебно-тренажёрное судно (УТС). Здесь на курсах безопасности проходят тренировки моряки. А с конца мая к ним присоединились и корабелы Севмаша, которые будут участвовать в работах на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная» в Печорском море.

УТС «Котлас» находится в Соломбале, в акватории судоремонтного завода «Красная кузница». Автобус подкатывает почти к самой набережной, ученики организованно следуют на судно, где их встречают инструкторы. Вскоре «молодые бойцы» расходятся по учебным аудиториям.

Часть из них попадает на курсы медицинской подготовки. В оборудованном классе преподаватель весьма эмоционально и выразительно рассказывает о травмах, болезнях, внезапной остановке сердца. И главное, о том, как помочь пострадавшим.

– Основная цель лекции – вложить в вас знания, достаточные для того, чтобы вы смогли немедленно действовать при несчастном случае или заболевании, – говорит медик.

Тем временем на палубе «Котласа» ведутся практические занятия по борьбе с пожаром. Ученики облачаются в костюмы пожарных, туго затягивают ремни, надевают тяжёлые кислородные баллоны, маски, прочее снаряжение. Тренировка в тридцатиградусную жару совсем не подарок: бойцы борются с возгоранием в специально оборудованном, сильно задымлённом помещении учебно-тренажёрного судна. Работа серьёзная, коллективная, и без соответствующих теоретических знаний, полученных здесь же, на «Котласе», не обойтись. Будешь тормозить в условиях, максимально приближённых к реальному пожару, – себе проблемы наживёшь и товарищей из группы подведёшь.

Достаточно экстремальная тренировка и в четырёхметровой глубине бассейна. Здесь проводятся практические занятия по курсу «Способы личного выживания», обучают действиям в аварийных ситуациях.

С работниками «Приразломной» проводятся теоретические, а с некоторыми из них и практические занятия по эвакуации из вертолёта, потерпевшего крушение в море (платформа будет базироваться в шестидесяти километрах от берега, доставка персонала – осуществляться вертолётом). Летательный аппарат имитирует специально сконструированная рамка с пассажирским креслом, из которой необходимо выбраться, как здесь говорят, по определённому алгоритму.

– Спешить – значит делать всё медленно и без остановки. Слишком сильное желание выжить в экстремальной ситуации превращается в беспорядочные, сумбурные действия. Важно адекватно оценить обстановку, не терять самообладания. Вода ошибок не прощает, – внушает спасатель МЧС.

Выход из «вертолёта» оказался трудным. Из кресла выбираются через «иллюминатор» в подводном положении и вниз головой. Большинству это удаётся не сразу, некоторые, несмотря на то что группа подстраховки всегда начеку, начинают нервничать и суетиться. Чтобы «эвакуация» прошла благополучно, упражнение повторяют снова и снова.

Время проходит незаметно. «Мужские тренировки» на «Котласе» завершаются. День был по-настоящему трудным. Прошедшие огонь и воду ученики возвращаются на Севмаш. Очередная группа работников «Приразломной» отправится на учебно-тренажёрное судно в середине недели.

Олег ПЕРОВ