Корабельная сторона
Номер от 28 июля 2011 г.

О радиации и мониторинге без страха и компетентно
На вопросы корреспондента «Звездочки» отвечает руководитель международного проекта «Усовершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Архангельской области» Игорь ОСИПЬЯНЦ.

Скованные одной цепью

- Игорь Андреевич, два года назад, в самом начале запуска в нашей области международного проекта по мониторингу, вы рассказывали, что нужно будет сделать, чтобы программа заработала, какие структуры будут задействованы в ее реализации и что должно получиться на выходе. Можно подвести предварительные итоги?

- Напомню, что контракт международного проекта «Усовершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования Архангельской области» был подписан с правительством области 5 марта 2009 года. Его выполнение рассчитано на 30 месяцев и на год гарантийного периода. В дальнейшем все оборудование кризисных центров, территориальной и объектовых АСКРО передается тем организациям, предприятиям и административным образованиям, на базе которых они находятся.

- Итак, прошло уже более двух лет.

- И в сентябре будем завершать проект. На сегодня многие элементы, составляющие стройную систему радиационного мониторинга, созданы, готовы к использованию и работают. Помимо оборудования, компьютерных программ, современной связи, мы объединили очень много структур и организаций Архангельской области и Северодвинска в единый комплекс. Все участники проекта знают, куда нужно обращаться, если, не дай бог, появится реальная опасность радиационного загрязнения. Четко определен весь алгоритм действий по защите населения.

- Вы лично уверены в работе созданной системы?

- Есть доверие к структурам, людям, которые вошли в эту систему. Это не просто связь. В каждом кризисном центре - городском, областном - всегда есть дежурный, который может связать с любой службой, входящей в систему, и скоординировать, к кому, по какому вопросу нужно обращаться. Раньше для МЧС России по Архангельской области готовность к действиям в случае чрезвычайной ситуации, связанной с радиационными авариями или выбросами, была где-то на заднем плане, их оперативная работа сегодня - пожары, паводки, природные катаклизмы. После вхождения в единую систему отработка «радиационного направления» для них тоже стала важным делом.

- А роль и место властных областных структур в этой системе?

- Правительство Архангельской области, как и администрация Северодвинска, сегодня имеет собственную систему аварийного реагирования. Ведь раньше как было: что-то случилось, связывались с заводом, узнавали, что происходит, готовили информацию, и все на словах. Люди всегда боялись и боятся радиации, и они воспринимали информацию, которая идет от очага аварии, с некоторой долей недоверия. Сейчас и у губернатора, и у мэра своя система контроля радиационной обстановки, которая в непрерывном режиме передает, как изменяется радиационный фон. Теперь органы власти смогут компетентно и грамотно ответить на все вопросы населения. Не надо делать никаких официальных запросов: все доступно в режиме он-лайн, что позволит оперативно информировать население, СМИ о реальной ситуации.

- Кстати, были уже подобные случаи?

- Два года назад в Ленинградской области появился слух, что на Ленинградской атомной станции что-то случилось. Люди сразу же сорвались с мест, схватили автомобили, стали забирать детей из детских садов, школ, на дорогах пробки, куча ДТП. Настоящая паника. А если бы была создана такая система радиационного мониторинга, такой ситуации можно было избежать. Тем более что в этом конкретном случае был злонамеренный слух.

- Игорь Андреевич, наверно, не случайно совпали даты визита представителей миссии МАГАГЭ и командно-штабных учений по преодолению условной радиационной аварии, где можно воочию увидеть, как работает вся созданная система радиационного реагирования?

- Не случайно, но у миссии МАГАТЭ нет задачи инспектировать результат нашего проекта. Это регулярная миссия по странам, которая оценивает готовность территориальных структур и служб реагировать на радиационные аварии. А наш проект – это инструмент, который позволяет всем службам работать более эффективно в случае нестандартных ситуаций, связанных с радиацией.

К слову, предварительные оценки наших коллег из

МАГАТЭ о деятельности создаваемой системы аварийного реагирования - высокие, и в этом заслуга всех, кто участвовал в ее создании.

Выброс «легендарный», работа реальная

- Этот год преподнес населению Земли еще один жестокий радиационный урок - аварию на Фукусиме. У вас, вероятно, есть свои выводы?

- Авария на Фукусиме показала, что при ее ликвидации было совершено немало ошибок, о них не раз говорили российские ученые, руководители нашего института, комментируя ситуацию и ее последствия. Но было наглядно видно, что при наличии структур, отвечающих за защиту населения, эвакуацию людей из опасной местности можно провести достаточно быстро.

Конечно, у японцев особый менталитет, они очень дисциплинированны, но у них нет сегодня таких служб и подразделений, как у нас, и на первом этапе они очень долго ждали, когда придут профессиональные спасатели.

- Игорь Андреевич, а командно-штабные учения, которые прошли на «Звездочке» и в городе, - это все-таки смотр готовности вашего проекта?

- В известной степени да. Эти учения показали, что система уже работает. По легенде на территории «Звездочки» произошел радиоактивный выброс. И система, и люди отработали грамотно. Не подвела и связь, в режиме реального времени шли телемосты и с кризисным центром в администрации области, и с московскими структурами. Ликвидация «аварии» прошла в штатном режиме. При подведении итогов дана положительная оценка службам, структурам и организациям, кто был задействован в учениях. Вот и ответ на вопрос о реальной необходимости нашего проекта.

- Появилась стройная система реагирования, что дальше?

- Система есть, есть железо и программы, есть люди. И сейчас важно, чтобы эта техника не простаивала, а работала и использовалась в режиме учений, тренингов, чтобы все были всегда в готовности. Радует, что на заводах и в ГУ МЧС России по Архангельской области в программах есть плановые учения и тренировки, чтобы люди не забывали свои навыки и могли профессионально выполнять свой долг и обязанности в случае необходимости.

- Скажите, а как сказался на этом проекте опыт создания подобной системы в Мурманской области?

- Хороший вопрос. Тот проект был у нас первым. И с учетом уроков в Мурманске здесь проект прошел проще и эффективнее, хотя он был сложнее и объемнее, так как в него входят огромные предприятия Севмаш и «Звездочка».

- У подобных проектов будет продолжение?

- Подобные проекты реализуются в Курской, Ленинградской, Тверской, Калужской областях. Подписано соглашение между генеральным директором корпорации «Росатом» Сергеем Кириенко и губернаторами Волгоградской, Нижегородской, Воронежской областей о создании подобных территориальных систем в названных субъектах Федерации. В перспективе в этот круг войдут и новые области.

- Вы как-то говорили о том, что все подобные системы будут между собой связаны?

- Предусмотрена интеграция мурманской и архангельской систем в общую систему Северо-Запада. В Санкт-Петербурге будут видеть, что происходит на территории Северо-Запада в реальном времени, туда же будет подключена Ленинградская область, а в перспективе и другие. И все это идет через центр единой государственной системы, сердце которой находится в Обнинске, в научно-производственном объединении «Тайфун».

Беседовала Надежда ЩЕРБИНИНА