Корабельная сторона
Номер от 21 июля 2011 г.

США экономят на авианосцах
Перед лицом финансовых трудностей Минобороны США по заданию президента Обамы вынуждено изучать пути сокращения военных расходов на 100 млрд долларов за пять лет и на 400 млрд – за 12.

Так, обсуждается отсрочка строительства или сокращение заказа на перспективные авианосцы класса «Gerald R. Ford». По действующему плану развития ВМС США, в строю до 2040 года должно состоять 11 «плавучих аэродромов», а после 2040-го – десять; в ближайшие годы предполагалось строительство по меньшей мере трех авианосцев новейшего проекта, из которых головной заложен в 2009 году.

Рассматривается и отказ от проектирования и строительства перспективных АПЛ класса SSBN(X). Впрочем, если это и произойдет, то не по-российски, а по-американски: за счет расширения строительства вполне современных АПЛ «Virginia». Стоимость одной SSBN(X) оценивается в пять-семь млрд долларов, а модернизированной «Virginia» - всего в 3,5 млрд.

Подарок Израилю. И корабелам

Германия продаст Израилю шестую подводную лодку типа «Dolphin», которая может нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Интересна система финансирования сделки. Из собственного оборонного бюджета ФРГ выделит 135 млн евро из примерно 500 млн – в такую сумму оценивается одна ПЛ. С конца 90-х годов Германия уже продала ВМС Израиля пять подводных лодок. Две из них достраиваются на верфи HDW в Киле и должны быть переданы заказчику в 2012 и 2013 году. Германия оплатила треть стоимости всех лодок. По другим данным, первые две ПЛ полностью оплачены немецкой стороной, далее объем немецких дотаций стал снижаться: в 2005 году правительство ФРГ согласилось оплатить треть стоимости заказанных подлодок и еще треть возместить поставками других вооружений.

Полагают, что льготы – продолжение компенсаций Израилю за преступления нацистов. Но такая политика означает и серьезную поддержку собственных корабелов.

Футбол и субмарины

На специально построенной верфи ICN в бразильском Итагуаи начато строительство ДЭПЛ класса S-BR, основанных на франко-испанском проекте «Scorpene».

Как ожидается, первая ДЭПЛ войдет в боевой состав в 2017 году. Стоимость контракта на постройку для Бразилии четырех кораблей класса S-BR, по разным данным, – от 4,2 до 9,9 млрд долларов. Предусмотрено не только строительство подлодок, но и передача Бразилии значительной части технологий, а также совместное с Францией проектирование перспективной бразильской АПЛ, которая будет строиться на той же верфи ICN. Спуск на воду, а по другим данным – сдача АПЛ намечены на 2023 год. Во Франции, в Шербуре, для Бразилии уже строится первая лодка в рамках этого контракта.

Водоизмещение подлодок класса S-BR составит 2000 тонн при длине 75 метров и ширине 6,2 метра. Скорость - до 20 узлов, дальность их хода - около 6,5 тысячи миль. S-BR будут вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра и противокорабельными ракетами. В отличие от ДЭПЛ «Scorpene» S-BR не получат воздухонезависимой силовой установки.