Корабельная сторона
Номер от 14 июля 2011 г.

«Следующие 90 лет – вместе с нами»
Это неудивительно, если суда правильно эксплуатируются и проходят ремонт

В Санкт-Петербурге прошли торжества в честь 90-летия одного из крупнейших парусников мира – учебного барка «Седов».

СОЛИДНЫЙ возраст не мешает знаменитому судну, если можно так выразиться, находиться в прекрасной форме, и роль судна-музея ему, кажется, не грозит. «Нашему кораблю 90 лет, но это нормальный современный крепкий корабль. Он был очень хорошо сконструирован, добротно, нормально эксплуатируется. Я могу утверждать, что следующие 90 лет вы отметите вместе с нами», - цитирует телекомпания «Мир» капитана «Седова» Николая Зорченко. В мае в Калининграде судно завершило плановый ремонт и вышло в очередной поход, нанеся визиты в несколько европейских портов. А после юбилейных мероприятий «Седов» уже покинул петербургский причал и отправился в очередной учебный рейс по Балтийскому и Северному морям. На борту его 120 курсантов Мурманского технического университета. В Петербург парусник должен вернуться в октябре. А на 2012–2013 годы запланирован кругосветный поход «Седова».

«Седов» сегодня является самым большим учебным судном, долго был крупнейшим из находившихся в эксплуатации парусников с прямым оснащением – лишь в 2000 году его превзошел круизный «Ройял Клипер». Судно построено в 1921 году в Киле. Первоначально оно называлось «Магдалена Виннен» и предназначалось для перевозки удобрений из Чили в Европу. Уже тогда на судне были созданы условия для размещения 60 курсантов торгового флота. В 1936 году барк был переоборудован под размещение уже ста курсантов, стал обслуживать поставки зерна из Австралии. В военный период служил в качестве учебного корабля на Балтике. В мае 1945 года был передан СССР по репарациям и 11 января 1946 года включен в состав Балтийского флота под названием «Седов». В 1952 году корабль был переведен на учебную деятельность. В 1957–1958 годах парусник выполнял функции исследовательского судна в рамках Международного геофизического года, совершив научные плавания в Атлантику и Средиземное море. В 1962–1965 годах «Седов» вместе с «Крузенштерном» выполнял учебные и научно-исследовательские рейсы. В 1965 году был передан Министерству рыбного хозяйства СССР для обучения персонала. В 1975–1981 годах проведена реконструкция с заменой дизельного двигателя, навигационного оборудования и обустройством мест для 164 учащихся. В 1986 году «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником. В апреле 1991 года Россия перевела корабль из Риги в Мурманск, передав его Мурманскому государственному техническому университету.

А буквально тремя неделями ранее в очередном походе встретил 85-летний юбилей еще один знаменитый парусник – калининградский учебный барк «Крузенштерн». Он направлялся с дружеским визитом на «Кильскую неделю». Несмотря на солидный возраст, «Крузенштерн» также по-прежнему в строю благодаря своим мореходным качествам и техническому состоянию.

Алексей ЯНИН