Корабельная сторона
Номер от 7 июля 2011 г.

«Арктическая» в море
В понедельник самоподъемная плавучая буровая установка покинула Северодвинск

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

На время акватория «Звездочки» лишилась одной из главных своих достопримечательностей, сразу заметной благодаря трем поднявшимся более чем на 100 метров решетчатым колоннам, - самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». СПБУ теперь находится в Белом море на заводских ходовых испытаниях.

УСТАНОВКА построена на средства ОАО «Газпром» по заказу ООО «Газфлот». Программа испытаний предусматривает проверку работоспособности буксирных и якорных устройств, опорно-подъемных систем, энергоустановки, комплекса авиационно-технических средств, сообщает пресс-служба «Звездочки». Работы проводятся и на плаву, и с постановкой «Арктической» на грунт. Программа рассчитана на три недели, затем буровая вернется на «Звездочку», где будут устранены выявленные в ходе испытаний замечания и проведена пусконаладка бурового комплекса. Сдать установку заказчику планируется в четвертом квартале текущего года. По некоторым данным, эксплуатировать ее предполагается в районе Ямала.

История «Арктической» драматична. Работы начались на «Звездочке» и Севмаше в 1995 году, но в 1997 году финансирование было прекращено. Лишь в 2003 году заказчик принял решение о продолжении строительства по серьезно модернизированному проекту. «Звездочка» приступила к работам со второго полугодия 2005 года – как только поступила рабочая документация на модернизацию.

Проект разработан ЦКБ «Коралл» (Севастополь). Главный конструктор бюро Александр Алисейчик отмечает, что, хотя в мире действует около 450 самоподъемных буровых установок, «Арктическая» отличается рядом уникальных характеристик – прежде всего по способности оборудования функционировать в условиях низких – до 30 градусов мороза – температур российского сектора Арктики. Повышенное внимание и сам проектант, и контролирующие органы уделяли проблемам экологической безопасности, заверяет Александр Александрович.

Особенность самоподъемных установок в том, что они стоят на дне на мощных опорах, по которым основной корпус благодаря специальным системам поднимается в рабочее положение на 10-15 метров над уровнем моря. Первая задача установок этого типа – бурение скважин для разведки месторождений углеводородов. Вторая – бурение на осваиваемом месторождении эксплуатационных скважин, к которым затем «подключается» добывающая платформа.

При строительстве «Арктической» использовалось оборудование ведущих мировых производителей. Буровое оборудование и системы защиты от возможных выбросов находящегося под давлением сырья поставлены из США, электротехника – немецкая и итальянская, спасательные устройства – норвежские. При монтаже опорных колонн использовался голландский плавучий кран.

К слову, голландцы – мировые лидеры в строительстве такого рода сооружений. Разумеется, и крупнейшим верфям Южной Азии по силам массовое, серийное строительство подобных установок. И что греха таить – в неофициальной обстановке от работников той же «Звездочки» можно услышать, что мы отстали от лидеров навсегда… Тем не менее для судостроения России и стран СНГ строительство «Арктической» - большой шаг вперед. Это первая крупная СПБУ, полностью по¬строенная на отечественных верфях, - ранее такие важнейшие элементы, как опорные колонны, заказывали иностранным подрядчикам. Технология монтажа опор и ряд других методов работы запатентованы специалистами «Звездочки». Именно овладение новыми технологиями, по словам генерального директора ягринской верфи Владимира Никитина, особенно ценно для завода в ходе работы над «Арктической». Владимир Семенович заметил также, что сейчас «Звездочка» ведет переговоры об участии в перспективном ремонте и модернизации установки, эксплуатируемой Газпромом в Обско-Тазовской губе Карского моря.

Алексей ЯНИН