В понедельник самоподъемная плавучая буровая установка покинула Северодвинск
|
Фото Владимира Ларионова |
На время акватория «Звездочки» лишилась одной из главных своих достопримечательностей, сразу заметной благодаря трем поднявшимся более чем на 100 метров решетчатым колоннам, - самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». СПБУ теперь находится в Белом море на заводских ходовых испытаниях.
УСТАНОВКА построена на средства ОАО «Газпром» по заказу ООО «Газфлот». Программа испытаний предусматривает проверку работоспособности буксирных и якорных устройств, опорно-подъемных систем, энергоустановки, комплекса авиационно-технических средств, сообщает пресс-служба «Звездочки». Работы проводятся и на плаву, и с постановкой «Арктической» на грунт. Программа рассчитана на три недели, затем буровая вернется на «Звездочку», где будут устранены выявленные в ходе испытаний замечания и проведена пусконаладка бурового комплекса. Сдать установку заказчику планируется в четвертом квартале текущего года. По некоторым данным, эксплуатировать ее предполагается в районе Ямала.
История «Арктической» драматична. Работы начались на «Звездочке» и Севмаше в 1995 году, но в 1997 году финансирование было прекращено. Лишь в 2003 году заказчик принял решение о продолжении строительства по серьезно модернизированному проекту. «Звездочка» приступила к работам со второго полугодия 2005 года – как только поступила рабочая документация на модернизацию.
Проект разработан ЦКБ «Коралл» (Севастополь). Главный конструктор бюро Александр Алисейчик отмечает, что, хотя в мире действует около 450 самоподъемных буровых установок, «Арктическая» отличается рядом уникальных характеристик – прежде всего по способности оборудования функционировать в условиях низких – до 30 градусов мороза – температур российского сектора Арктики. Повышенное внимание и сам проектант, и контролирующие органы уделяли проблемам экологической безопасности, заверяет Александр Александрович.
Особенность самоподъемных установок в том, что они стоят на дне на мощных опорах, по которым основной корпус благодаря специальным системам поднимается в рабочее положение на 10-15 метров над уровнем моря. Первая задача установок этого типа – бурение скважин для разведки месторождений углеводородов. Вторая – бурение на осваиваемом месторождении эксплуатационных скважин, к которым затем «подключается» добывающая платформа.
При строительстве «Арктической» использовалось оборудование ведущих мировых производителей. Буровое оборудование и системы защиты от возможных выбросов находящегося под давлением сырья поставлены из США, электротехника – немецкая и итальянская, спасательные устройства – норвежские. При монтаже опорных колонн использовался голландский плавучий кран.
К слову, голландцы – мировые лидеры в строительстве такого рода сооружений. Разумеется, и крупнейшим верфям Южной Азии по силам массовое, серийное строительство подобных установок. И что греха таить – в неофициальной обстановке от работников той же «Звездочки» можно услышать, что мы отстали от лидеров навсегда… Тем не менее для судостроения России и стран СНГ строительство «Арктической» - большой шаг вперед. Это первая крупная СПБУ, полностью по¬строенная на отечественных верфях, - ранее такие важнейшие элементы, как опорные колонны, заказывали иностранным подрядчикам. Технология монтажа опор и ряд других методов работы запатентованы специалистами «Звездочки». Именно овладение новыми технологиями, по словам генерального директора ягринской верфи Владимира Никитина, особенно ценно для завода в ходе работы над «Арктической». Владимир Семенович заметил также, что сейчас «Звездочка» ведет переговоры об участии в перспективном ремонте и модернизации установки, эксплуатируемой Газпромом в Обско-Тазовской губе Карского моря.
Алексей ЯНИН