Корабельная сторона
Номер от 2 июня 2011 г.

У черноморских корабелов
17 мая в Николаеве с кратким рабочим визитом побывал заместитель генерального директора Севмаша Михаил Будниченко. Он посетил Черноморский судостроительный завод, где принял участие в торжественной закладке корвета для ВМС Украины и гражданского контейнеровоза.

СЕВМАШ и Черноморский завод связывают прочные узы. За более чем 110-летнюю историю – ЧСЗ основан в 1897 году – с его стапелей сошли сотни кораблей и судов различных классов: эсминцы, линкоры, ледоколы… Но настоящую славу заводу принесло строительство ударных авианесущих кораблей «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Кузнецов», «Варяг», «Баку» («Адмирал Горшков»). Как известно, «Адмирал Горшков» сегодня проходит глубокую модернизацию в Северодвинске, после чего войдёт в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья».

– Корабелы Севмаша не раз бывали в Николаеве, знакомились с опытом строительства крупных надводных крейсеров, – рассказывает Михаил Будниченко. – По приглашению Николая Калистратова в Северодвинск приезжали черноморские судостроители. Между двумя верфями подписано соглашение о сотрудничестве. Есть и еще одна примечательная черта: в советское время Севмаш и ЧСЗ были самыми крупными судозаводами страны. Безусловно, нынешние интеграционные процессы между Россией и Украиной благоприятно сказываются и на взаимоотношениях наших предприятий.

Кризисные 90-е – начало 2000-х отрицательно отразились на николаевской верфи: и оборудование поизносилось, и квалифицированный персонал растерялся, снизилось и количество заказов. Над коробками цехов застыли могучие краны, по ночам не слышался грохот перемещаемых корпусных конструкций, не сверкали искры электросварки. Сегодня дело другое – завод переживает своего рода ренессанс, характерной приметой которого и стали события 17 мая.

Этот день в судостроительной отрасли Украины считают знаменательным. И не случайно в Николаев на ЧСЗ приехали президент Украины Виктор Янукович, министр обороны Михаил Ежель, командующий военно-морскими силами Виктор Максимов. В их присутствии произведена торжественная закладка корвета для ВМС Украины, а позже – очередного сухогрузного судна для голландской компании DSB.

– В марте украинское правительство утвердило концепцию оборонной программы строительства корветов проекта 58250, – говорит Михаил Анатольевич. – Согласно этому документу до 2021 года черноморским судостроителям предстоит спустить на воду четыре боевые единицы, головной корабль должен быть сдан в 2016-м. Водоизмещение украинского корвета 2,5 тысячи тонн, длина 112, а ширина более 10 метров. Скорость корабля достигает 32 узлов, дальность хода четыре тысячи миль. Наши коллеги развивают и гражданское направление – тому пример строительство контейнеровозов для голландцев. Первый корпус спущен на воду в марте 2010 года. Нынешнее судно – то, которое заложили несколько дней назад, – будет строиться с максимально возможным насыщением судовых систем и устройств, трубопроводов и т.п.

Михаил Будниченко рассказал о визите на черноморскую верфь. В сопровождении представителей Черноморского завода Михаил Анатольевич осмотрел производственные площади, посетил цехи. Состоялся заинтересованный разговор со специалистами.

– Я передал руководству завода приветствие от корабелов Севмаша, – сообщил Михаил Анатольевич. – Николаевцы хорошо знакомы с нашим авианосцем – строили его, поэтому во время встречи с генеральным директором ЧСЗ Валерием Калашниковым шла речь о сотрудничестве в решении технических вопросов, связанных с модернизацией на Севмаше «Викрамадитьи». Валерий Николаевич обещал содействие.

Михаил Будниченко убежден: подобные встречи служат на пользу общему делу. Так, в ходе переговоров обсуждались вопросы обмена квалифицированными кадрами при выполнении заказов по строительству гражданских судов.

Олег КОРОТКОВ