Корабельная сторона
Номер от 26 мая 2011 г.

История идет полным ходом
Во второй половине ненастного с утра четверга выглянуло солнце, приветствуя вышедшего на ходовые испытания старейшину речного флота страны пароход «Н.В. Гоголь».

ПРОГРАММА ходовых испытаний включает в себя проверку в первую очередь котлов и главной паровой машины – сердца векового юбиляра. В ходе межнавигационного периода на «Н.В. Гоголе» установили новое пародинамо, отремонтировали паровую рулевую машину, полностью обновили гребные колеса – это, как и все приводы колесника, тоже должно показать себя в деле. Нужно проверить работу не только радиосвязи, но и совершенно новой, установленной в каждой каюте радиотрансляционной.

Путь знаменитого колесника в рамках ходовых испытаний пролегал по акватории предприятия с заходом в порт Беломорской военно-морской базы. Отчалив от набережной при помощи буксиров-кантовщиков, пароход протяжным гудком, как и сто лет назад, оповестил о своем выходе на родную речную гладь. «Малахит» и «Волхов» отдают носовой и кормовой швартовы – все, история отечественного судостроения идет своим ходом!

В этот момент команда работает настолько сосредоточенно, что не подходи, не до вопросов – все внимание к работе механизмов. За штурвалом капитан судна Николай Чуркин. Серьезный, взволнованый. Так совпало, что не только старейший пароход России отмечает свою юбилейную навигацию, Николай Борисович в этом году тоже отметит юбилей – десять лет, как он на палубе исторического колесника, и четвертый год в качестве капитана. Старший механик парохода Александр Шумаков здесь же в рубке проверяет работу рулевой машины, шипящей маслом, попыхивающей парком. Народ суе¬верный, до конца ходовых испытаний не скажут: все хорошо. Нормально…

В жарком машинном отделении - первый помощник механика Геннадий Бубновский, швартовной командой руководит Иван Петров, старпом.

С каким восторгом ощущаешь гордость за то, что такой раритетный пароход благодаря корабелам «Звездочки» продолжает свой жизненный путь. Многочисленными гудками свидетельствовали почтение своему старшему брату корабли ягринской верфи и Севмаша. Военные моряки и корабелы машут руками, приветствуя белоснежную гордость речного флота. Не отстают и чайки, своими криками, словно радуясь, сопровождают колесник весь его путь.

Постепенно лица капитана и команды светлеют, в рубке и на новенькой, «под старину» палубе улыбки, разговоры, шутки: нагруженный под завязку топливом и водой (проверять, так под полной нагрузкой) идет как должно. Телеграф мелодично тренькает: отрабатываются различные режимы хода - претензий нет.

Пора возвращаться; белеющий на солнце «Н.В. Гоголь» ложится на обратный курс, на телеграфе «полный вперед», отстают кантовщики, шлепая плицами колес, пароход на всех парах мчит по акватории.

Швартовка, остановка машины. Первый выход в столетнюю навигацию завершен. Машина 1911 года отработала без помех. Ходовые испытания, по словам начальника цеха 22 Николая Жарихина, прошли без замечаний.

Что ж, в добрый путь, колесник, и пусть еще много лет под плицы твоих колес ложатся километры родной Северной Двины!

Артем ХОШЕВ