Корабельная сторона
Номер от 26 мая 2011 г.

Не в Дубае, так за дамбой…
Второй крейсер северодвинской постройки начали резать на металл

Фото из архива Олега Химаныча
Фото из архива Олега Химаныча

Речь о легком артиллерийском крейсере «Мурманск», о судьбе которого неоднократно писала «КС». Мы продолжаем отслеживать его судьбу.

НАПОМНИМ, что корабль является вторым кораблем из серии 68-бис, построенным в 50-е годы на молотовском заводе №402 (первым был «Молотовск», позже переименованный в «Октябрьскую революцию»). После сдачи его в эксплуатацию «Мурманск» 40 лет служил на Северном флоте. В истории корабля немало знаменательных страниц – он считался флагманским, неоднократно выходил победителем в различных состязаниях по боевой подготовке, признавался лучшим крейсером как Северного, так и всего Военно-морского флота СССР. В начале 90-х прошлого века, когда с размахом уничтожался ВМФ, старый корабль был выведен в отстой и продан на утилизацию в арабский Дубай. Однако до своего последнего причала «Мурманск» так и не дошел. Вернее, его не довели буксировщики – в штормовом море оборвались тросы и крейсер под ударами волн сдрейфовал в южном направлении. Корпус корабля оказался на прибрежных камнях Норвегии, относительно недалеко от мыса Нордкап.

В последующие годы «Мурманск» стал чем-то вроде местной достопримечательности, на которую приезжали посмотреть и туристы из России. Однако в итоге прагматичным норвежцам соседство с несколькими тысячами тонн ржавеющего металла показалось в буквальном смысле слова неуместным, и они решили утилизировать крейсер. Из-за малых глубин и неудобного расположения корпуса на камнях подъем и буксировка корабля представлялись чрезвычайно сложной и дорогостоящей операцией. Тогда был избран достаточно простой, но оригинальный способ – оградить корпус «Мурманска» от моря рукотворной дамбой, откачать воду и затем в образовавшемся «сухом доке» разделать крейсер на металл.

Сооружение дамбы заняло несколько месяцев, и вот, как нам сообщили, она готова, а норвежские специалисты приступили к работе с корпусом корабля. На снимке (фото сделано в первой половине апреля), его мы предлагаем вашему вниманию, запечатлены и «руины» (иначе не скажешь) знаменитого корабля, и часть дамбы, оградившей их от моря.

Остается лишь в очередной раз отметить техническую смекалку норвежцев и высказать сожаление в том, что «морская держава» по имени Россия в 90-е выступила совсем в ином качестве – страны-торгашки, предложившей зарубежью на утиль многие свои заслуженные корабли.

Олег АНДРЕЕВ