Корабельная сторона
Номер от 5 мая 2011 г.

В наследство – рабочая профессия
Слесарь-монтажник цеха 50 Иван Скребцов посвятил строительству кораблей сорок четыре года жизни. Достиг высшего квалификационного разряда. Ему поручались монтаж осветительных систем на подлодках, центровка линии вала, а в особых случаях – работа с реактором. Многие годы возглавлял бригаду. В 1987 году почетный ветеран Севмаша вышел на пенсию.

Слесарь-монтажник Игорь Скребцов дорогу в стапельный цех тоже изучил давно. На четвертом производственном участке высоко ценят его профессионализм, умение устанавливать и налаживать системы корабля. До недавнего времени он работал у мастера Константина Виноградова, выполняя ответственные задания сдаточной команды АПЛ «Северо¬двинск». Месяц назад высококлассный рабочий перешел на другой заказ…

Этих двух Скребцовых объединяет не только фамилия, но и родство. Они – отец и сын. Не такой уж редкий для Севмаша случай, когда рабочая профессия становится семейной. Традицию эту можно только приветствовать. Прежде всего, они прошли одинаковую школу рабочего мастерства. И осваивали эту самую школу в одном стапельном цехе. Правда, для отца 50-й цех служил рабочим местом непродолжительное время, на завершающем этапе трудовой биографии. Отсюда он уходил на заслуженный отдых.

Основной же стаж Скребцов-старший нарабатывал в сорок втором и пятидесятом. А начинал со строительства «охотников» в цехе 22 (тогда 9-м). Ему в 1943 году не было и четырнадцати. Так, шаг за шагом, и врастал в профессию. Основы ее получил в первом ремесленном училище, а тонкости постигал уже в бригадах.

Когда к строительству подлодок на Севмаше подключился экспериментальный сорок второй, Иван Скребцов в знании специальности слесаря-монтажника мог соперничать на равных с маститыми рабочими. Признанием его мастерства, проявленного в годы строительства первой отечественной АПЛ, стал орден «Знак Почета».

Когда первенец нового поколения кораблей «Ленинский комсомол» достиг северной вершины планеты, монтажник Иван Скребцов и его коллеги строили другие подлодки. Он уже работал на серийных АПЛ проекта 627А и уникальных кораблях с корпусами из титановых сплавов. Рабочий настрой в цехе 42 создавали в то время производственные участки Василия Цыганкова и Рустема Утюшева. Имена передовых бригадиров Павла Чистякова, Василия Воронцова, Николая Лоскутова, Николая Шаранова появились в заводской газете.

Несколько позднее, в 1977 году, появится в «Трибуне рабочего» статья и о нем. Имя героя называлось в заголовке «Рабочая гордость Ивана Скребцова». Начальник пятого участка цеха 50 Юрий Гнипа не скрывал восторженных отзывов: «Не знаю случая, чтобы Скребцов был нечестен, допустил хоть малейшую безответственность. У него в крови заложена рабочая гордость».

Наш разговор в квартире почетного ветерана Севмаша Ивана Алексеевича Скребцова то и дело переходил от семьи к работе, от работы к семье. Вместе с женой Валентиной Александровной, до пенсии работавшей в конструкторском отделе, Скребцовы вырастили двоих сыновей. Старший, Владимир, с семьей обосновался в Ульяновске, и видятся теперь, только приезжая друг к другу. В тяжелые девяностые годы в поисках лучшей судьбы поездил по стране и младший, Игорь. Но истинное удовлетворение получил только здесь, вернувшись на Севмаш, в стапельный цех. Теперь у него есть полюбившееся дело, стабильный заработок. Чего еще надо для семьи, для детей? Профессионализма Скребцову-младшему не занимать. Пройдет немного времени, и работа на «Владимире Мономахе» тоже станет привычной…

Юрий АНАНЬИН