Корабельная сторона
Номер от 21 апреля 2011 г.

Кому ледоход – кому разбор полетов
Финский залив на зимнем режиме, а мы ждем половодья

Половодье в Архангельске - это не только приход весны, прибавляется проблем у жителей островных территорий. Фото Владимира Ларионова
Половодье в Архангельске - это не только приход весны, прибавляется проблем у жителей островных территорий. Фото Владимира Ларионова

На конец минувшей недели ледокольной помощи на подходах к порту Санкт-Петербурга ожидали всего три судна. Остальные 12 из находящихся здесь продвигались самостоятельно.

ПОСЛЕ тревожных сообщений о заторах (они поступали практически всю зиму), когда в заливе простаивало по 70-80 судов, эта информация звучит обнадеживающе, тем более что и весна пришла на подмогу. Однако морякам и ледокольщикам, скорее всего, расслабляться рано – впереди их ждут оргвыводы.

«Ледовая проводка в эту зиму была отвратительная, - заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, выступая на Морском совете, который также состоялся в конце прошлой недели. - Зима была аномальная, но это никого не освобождает от ответственности. Санкт-Петербург – это самый северный мегаполис, а значит, все службы, в том числе и морские, должны этому соответствовать. Я не удивлюсь, если теперь часть грузов уйдет в Ригу и Таллин. Промышленность города недополучила товары, грузы и запчасти. Необходимо провести разбор полетов».

Впрочем, сообщение об улучшении обстановки в Финском заливе, которое мы получили в пятницу, оказалось несколько преждевременным. В выходные дни она вновь ухудшилась. С утра понедельника в очередь за ледоколом выстроились уже 22 транспорта. В штабе ледокольных операций Большого порта причину пояснили так: на прошлой неделе частично (и как оказалось, преждевременно) были сняты ограничения по режиму ледового плавания. Разрешение на заход в порты Финского залива получили суда река-море с мощностью главного двигателя более 2 тыс. л.с., но меньше 3,5 тыс. л.с. Но эти суда не всегда способны продвигаться за ледоколом, тем более самостоятельно двигаться по пробитым каналам. Второе - изменилась сила ветра, и каналы захлопнулись.

Зато в Архангельской области к ледокольщикам претензий нет, хотя зима тоже была не из легких. Сейчас им предстоит сезонная работа – спуск льда в море из низовьев и устьевого участка Северной Двины. Сделать это планируется во всех рукавах Северной Двины для предотвращения заторов и подтопления территории города. Трем ледоколам Росморпорта отвели на это 10 дней. Правда, сумма контракта и конкретные сроки пока не разглашаются. Положительные среднесуточные температуры воздуха в Усть-Двинье установились этой весной на две недели раньше. Средняя температура в апреле, по прогнозам, ожидается на 1,5 градуса выше нормы. Это привело к интенсивному таянию снега. В минувшие выходные в Архангельске стали закрываться пешеходные ледовые переправы и перевозкой людей из остров¬ной части города и обратно занялись портовые буксиры. Уже сделан пробный рейс до устьевого участка Лаи и пробит судоходный канал для буксирного сообщения с островом Кего. В островные поселки ведется завоз товаров первой необходимости и топлива, создан их запас на две недели. Существует и городской резерв в 8000 продовольственных пайков и 400 комплектов рабочей одежды.

По сообщениям гидрологов, в начале недели на Северной Двине происходил подъем уровня воды с интенсивностью 5-10 сантиметров в сутки. Толщина льда в районе Архангельска составляла 63-65 сантиметров.

Александр ВЕСТНИКОВ