Корабельная сторона
Номер от 7 апреля 2011 г.

Дважды директор
Вышла в свет книга воспоминаний о Почетном гражданине Северодвинска Григории Лазаревиче Просянкине

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

«Есть в летописи Севмаша имена, которые неподвластны забвению быстротечного времени. Прежде всего это корабелы, самоотверженный труд которых удостоен самых высших в стране почестей, званий и наград…» Этим точным и емким определением открывается книга «Два завода Григория Просянкина».

ГРИГОРИЮ Просянкину довелось стать первым «доморощенным» директором на заводах Северодвинска. Все предыдущие росли на верфях Ленин¬града, Николаева. Назначение свидетельствовало о зрелости северодвинских корабелов, но и накладывало большую ответственность на выдвиженца. Когда он появился на Яграх, весь завод умещался в одиноком здании на пустыре.

- Я как директор сложился на «Звездочке». И в экономику надо было «въезжать», и строителем быть, - вспоминал потом Григорий Лазаревич.

Первым результатом его стараний стал инструментальный цех. Потом – эллинг, механический, цех корабельного оборудования. Жилье начали строить… О зрелости предприятия свидетельствовала сдача флоту «заказа №902»: ремонтируемый и модернизируемый ракетоносец проекта 658 научили стрелять из-под воды. Второй знаковый заказ – атомный ледокол «Ленин». Менее чем за два с половиной года заменили ядерный реактор, переоборудовали более 200 помещений, установили 6200 единиц новых механизмов и оборудования. На заключительном этапе ответственным сдатчиком назначили самого Просянкина. За модернизацию уникального судна директор удостоился звания Героя Социалистического Труда.

На Севмаш он вернулся в годы большой реконструкции. Пришлось опять строить: корабли, цеха, дома, детские комбинаты, больницы, евпаторийский пансионат…

Все эти события отражены в сборнике благодаря воспоминаниям тех, кто трудился на заводах с «дважды директором». О том же ветераны говорили и на презентации.

Существенно дополняет образ легендарного директора глава «В кругу семьи». Среди родных – как, впрочем, и на производстве – его считали строгим, но справедливым…

- Мне нравилась в отце сила воли. Он всегда занимался спортом. В молодости имел первый разряд по боксу, прыгал с парашютом. Я благодарен отцу за то, что он привил мне и брату любовь к чтению. Сам он много читал, - рассказывает сын, Виктор Просянкин.

Необходимо отметить группу, осуществившую издание: редактор Александр Холодов, корректор Людмила Кабрина, Юлия Попугаева, готовившая к печати статьи и интервью, Надежда Пермиловская, Ольга Молодичук, Александр Бобрецов, занимавшиеся подбором фото, Алексей Гладких и Лариса Давидович, выполнившие дизайн и верстку.

Хочу лишь довести до сведения издателей пожелание, звучавшее в кулуарах. Книга, как и все подобные сборники, отличается некоторой фрагментарностью, и уместно было бы завершить ее перечнем важнейших дат и событий биографии героя. Наверное, стоит это делать и при издании других книг о знаменитых корабелах.

Александр БУРЛОВ