Корабельная сторона
Номер от 24 марта 2011 г.

Наш «Федор» сам как ледокол
Зима в этом году морякам преподносит сюрпризы

 Балтика не Арктика, но случается и такое… Фото из архива Олега Химаныча
Балтика не Арктика, но случается и такое… Фото из архива Олега Химаныча

Навигационная обстановка этого года в Белом море сложилась не из легких. К тому же в феврале и марте подвижки ледовых полей и сжатия здесь считаются традиционными. От горловины моря и до портовых створов Архангельска (равно как и в обратном направлении) суда движутся караванами. Водят их ледоколы «Капитан Николаев» и «Диксон».

В ШТАБЕ ледовых операций отмечают положительный момент: если в прошлом году были проблемы с простоями, которые, кстати, исчислялись сутками, сегодня ожидание ледокола занимает у моряков гораздо меньше времени. К тому же идти в Архангельск разрешено не всем, а только судам с мощным корпусом, класса Л-1 и выше – усиленным ледовым (УЛ).

Разница в обстановках у нас и на Балтике, точнее в Финском заливе, очевидна. Почему же порт Петербург оказался в критической ситуации? Начальник управления безопасности море¬плавания Северного морского пароходства Сергей Ястребцев считает, что питерцы в эту навигацию напрасно не ограничили нахождение в Финском заливе судов «со слабыми ледовыми классами», которые даже при движении в караванах за ледоколами буквально вязнут в крошеве и зажимаются льдинами. Пока таким невезучим пытаются помочь, остальные, даже более мощные суда, вынуждены ждать.

На прошлой неделе, как говорится, досталось на Балтике и нашим, архангельским судам. Так, теплоход «Капитан Яковлев» с… радиоактивным грузом на борту застрял во льдах на подходе к Петербургу. Ранее, как сообщало агентство «Sea News», теплоход уже дважды дрейфовал во льдах в опасной близости от морской границы с Финляндией. Можно представить, какой бы скандал по этому поводу могли закатить финские «зеленые»! Поэтому на выручку «Капитану Яковлеву» тут же направили ледокол из порта Высоцк. Позже, когда наше судно оказалось поблизости от Кронштадта, его окалывал еще один ледокол – «Семен Дежнев». Наш теплоход с радиоактивным грузом, пишет «Sea News», создал очередь на входе в порт Санкт-Петербурга, поскольку другие суда, следующие к причалам, могли зайти в порт только после «Капитана Яковлева». Неприятно, конечно. Кстати, радиоактивный груз на борту этого архангельского теплохода транспортируется уже не в первый раз. Если не изменяет память, то в 2003-м «Капитан Яковлев» доставлял на Экономию так называемую тару из-под радиоактивных грузов, причисленных к седьмому классу опасности. Конечно, ничего страшного тогда не произошло. Потому что и моряки, и надзирающие портовые службы неукоснительно следовали строгим правилам транспортировки. Но это к слову. Вернемся на Балтику.

Еще на одном архангельском теплоходе - «Холмогоры», который следовал из Петербурга в шведский порт Норчепинг, 17 марта обнаружилась «неисправность механизма разворота винта регулируемого шага». В этот момент судно находилось во льдах Финского залива, но уже в зоне ответственности финских спасателей. На помощь «Холмогорам» пришли их ледокол и буксир, которые и вывели судно на чистую воду 19 марта. А до этого момента безопасность теплохода и его команды обеспечивали их земляки – моряки еще одного теплохода СМП – «Капитан Лусь».

А вот старейшина архангельского флота теплоход «Федор Вараксин», правда, у него и мощность машины сравнительно немаленькая, взял да и пробился к питерским причалам без ледокола, самостоятельно. Знай наших!

Олег АНДРЕЕВ