Корабельная сторона
Номер от 24 марта 2011 г.

Не помогла соломинка от Севмаша
Благополучие корабелов Выборга оказалось мнимым. Верфь без работы

 СПБУ «Полярная звезда» - солидно! Но кто знал, что это лишь миг производственной победы! Фото «КС»
СПБУ «Полярная звезда» - солидно! Но кто знал, что это лишь миг производственной победы! Фото «КС»

Да-да, именно так – без работы остался Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), предприятие, которое в последние годы многие считали едва ли не флагманом отечественного судостроения, по крайней мере - передовой верфью, которая специализируется на создании техники для работы на морском шельфе.

11 МАРТА пресс-служба Законодательного Собрания Ленин¬градской области распространила сообщение: «Из-за отсутствия заказов ОАО «Выборгский судостроительный завод» отправил 85% рабочих в вынужденные отпуска с сохранением 2/3 заработка». Депутаты Законодательного Собрания не на шутку встревожены ситуацией и пишут: верфь практически завершила выполнение заказа по строительству двух полупогружных буровых платформ, и сейчас загрузка мощностей составляет лишь… 1,3% (!)

Выиграть у северян

Прозвучало это как сенсация или гром средь ясного неба – тут как угодно.

В 2007-м многие убеждали меня в перспективах Выборга, рассказывали, мол, бывший владелец местного завода «Ako Barss Groop» уступил свой контрольный пакет акций некой «группе физических лиц», а эти новые хозяева серьезно настроились на то, чтобы вернуть завод к традиционной его продукции - строительству технических средств освоения месторождений шельфа. И действительно, верфью тогда было получено три долгосрочных заказа для компаний «Севморнефтегаз», «Газфлот» и «Sea Dragon Offshore». В этом числе и полупогружные платформы, на которые уверенно рассчитывал… Северодвинск.

Напомним, в августе 2007 года в результате тендера заказ на сооружение двух добывающих платформ отдали не Севмашу, а Выборгскому заводу. Цену вопроса называли - 59 млрд рублей! Естественно, новость эта вызвала резонанс. «Проиграть тендер какому-то Выборгу?!» - не находили себе места одни. «Все дело в коррупции! - горячились другие. - Питерское лобби «наверху» купило всех! Причина – в чьих-то личных интересах и выгоде…» Многие тогда кивали на Указ президента РФ №765 1996 года «О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики». По нему приоритет был за предприятиям оборонно-промышленного комплекса Северодвинска. «Давайте спокойно разберемся», - остужали их эмоции третьи. И ведь разбирались. По этому поводу на сайте «Корабельной стороны», помнится, вспыхнула острая и небезынтересная дискуссия. В ней тоже означились диаметрально разные подходы. Немало народу горевало по поводу потери Севмашем 59 млрд рублей, хотя иные находили повод для радости уже в том, что этот заказ не уплыл из России вообще. Были и отчаянные пессимисты - те, кто доказывал: Газпром отказался разместить заказ на Севмаше, убедившись в его производственной и технологической «деградации»... Иными словами, памятным вышел сыр-бор. И конечно, было за всем этим: ну за что же так «обидели» Севмаш?!

 «Корейские крестины» выборгской СПБУ. А ведь этот праздник мог бы состояться и на нашей улице - на СРЗ-35 ЦС «Звездочка». Фото «КС»
«Корейские крестины» выборгской СПБУ. А ведь этот праздник мог бы состояться и на нашей улице - на СРЗ-35 ЦС «Звездочка». Фото «КС»

Из визитки ВСЗ

Иные северодвинские снобы с высоты некоего флагманства Севмаша в отрасли на Выборгский судостроительный посматривали свысока. Есть смысл напомнить визитку этого предприятия. 12 ноября 1948 года в реестре предприятий советского судпрома появился Выборгский завод №870. Начав со строительства несамоходных барж, он постепенно перешел к созданию современных транспортных судов и военных кораблей. Северянам, например, хорошо знакомы лесовозы-пакетовозы усиленного ледового класса - знаменитые «Пионеры», которые на два десятилетия стали рабочими лошадками грузовых арктических навигаций. В 1978 году ВСЗ впервые взялся за плавучую буровую установку для разведки и добычи нефти и газа на шельфе, а в целом за свою историю построил более 200 судов различного назначения: лесовозы, танкеры, военные корабли, буксиры, буровые платформы, полупо¬гружные установки и другие.

О светлом будущем

Оно рисовалось руководителями ВСЗ, заимствую термин у художников, широкими мазками. Так, директор верфи Валерий Левченко заявлял, что завод инвестировал 800 млн рублей в модернизацию своих мощностей, рассчитанную на три года. Новый проект уже тогда требовал около 200 новых штатных специалистов, причем и заработная плата сотрудников верфи в 2008-м должна была возрасти в среднем на 35%. Тогда же, в конце 2007-го, она в среднем составляла около 16 тысяч рублей, а у работников основного производства - порядка 19 тысяч, и губернатор области Валерий Сердюков утверждал - корабелы Выборга «уже не ставят вопрос о зарплате, их на данном этапе она удовлетворяет». Неудивительно, что на ВСЗ были популярны беспроцентные ссуды от завода. Объем их, если верить руководству ВСЗ, составлял уже тогда около 350 тысяч в месяц. Подчеркнем – если верить словам руководителей. Повышение зарплат, как считалось, должно было повысить конкурентоспособность ВСЗ как работодателя.

Еще одна надежда, которую лелеяли на заводе, в частности главный инженер Андрей Туниманов, - запуск своей жилищной программы, когда верфь предоставляла бы оплачиваемое жилье приезжим инженерам. Что до своих сотрудников, то бытовали планы обеспечить их жильем за счет таких финансовоемких заказов, как буровые установки.

Настраивался ВСЗ и на своеобразное сотрудничество с субподрядными организациями, мол, если понадобятся судосборщики, пригласим, а потом пускай приходят и другие специалисты. На время, конечно. В конце 2007-го субподрядчиков на заводе трудилось порядка 1000 человек. В основном штате - около 1600. Обе категории предполагалось значительно увеличить. Еще о кадрах. Инженерно-технический состав ВСЗ пополнялся в основном за счет Новосибирской и Волжской академий водного транспорта, но кадровики завода вели профориентацию с местной молодежью и рассчитывали как на выборгский филиал питерского Университета водного транспорта, так и на собственный учебный центр, который готовил работников по рабочим профессиям, а также повышал квалификацию ИТР. В общем, всюду светлые перспективы светлого будущего! В него верфь и стартовала на стыке 2007-2008 годов.

Фото «КС»
Фото «КС»

Лиха беда начало

Конкретно. Верфь и Газфлот (дочерняя компания Газпрома) в ноябре 2007-го подписали договор на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокмане. Проектировочные и строительные работы планировались «под ключ». Первую установку хотели сдать в 2010-м, вторую - в 2011-м. Вскоре начались работы, потекли деньги. В ноябре 2007 года Выборгский завод также договорился об увеличении доли своих работ на строящейся полупогружной платформе для компании «Sea Dragon Offshore», а губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков не скрывал своего «чуть-чуть приподнятого настроения» и утверждал, мол, все цеха работают и «производственных площадей даже не хватает». Он выразил уверенность что Газпром сможет обеспечить завод постоянными заказами и после 2011 года, а также поддержал идею строительства здесь же современных лесовозов и судов для транспортировки сжиженного газа.

26 ноября, почему-то именно это легло на память, в Выборге праздновали передачу корпуса судна снабжения буровых платформ дедвейтом 3350 тонн представителям норвежской верфи «Karmsund Maritime Services AS» - уже восьмого, построенного ВСЗ для норвежцев.

В 2008-м зампред правления Газпрома Александр Ананенков пообещал ВСЗ еще и заказ на строительство двух танкеров-газовозов стоимостью около 300 млн долларов каждый, а банки «Россия» и ВЭБ согласились финансировать расширение ВСЗ за счет строительства новой верфи в Приморске стоимостью 1 млрд евро. Еще цифры: выручка ВСЗ в 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом в 6,4 раза, до 10,2 млрд рублей, чистая прибыль — до 401 млн рублей против убытка в размере 141 млн руб. в 2007 году. В 2009 году выручка предприятия составила 22,77 млрд рублей, чистая прибыль - 1,17 млрд рублей. Дорога в рай, да и только!

Недолго музыка играла

Но вот дальше Выборг, что называется, зашатало. Многие сразу же обратили внимание, что полупогружные платформы, предназначенные для Штокмана, вдруг получили новое место эксплуатации - на Сахалине. Тут же и новая схема достройки: ВСЗ строит нижние строения платформ, а верх¬ние - южнокорейская компания «Samsung Heavy Industries» (субподряд на сумму 28 млрд рублей). Между прочим, был вариант, когда соединять верхние и нижние строения планировалось на СРЗ-35 ЦС «Звездочка» (контракт в 10–12 млрд рублей). Но «всплыл Сахалин», и субподряд «Звездочки» отдали корейцам. С возможным ростом общей стоимости контракта на 7-8%.

3 декабря прошлого года уже в Южной Корее первую полупогружную платформу ВСЗ нарекли «Полярной звездой» и объявили, что работать она будет действительно на шельфе Сахалина, портом ее приписки станет Холмск. Временно. Но надолго ли? И когда же она уйдет на Штокман? Причем эти вопросы возникли на фоне нового сенсационного заявления директора ВСЗ – о свертывании строительства верфи в Приморске.

Президент поручил

В 2007-м от внимания ряда аналитиков не ускользнула информация в СМИ о том, что Выборгский судостроительный якобы уже давно сидит на голодном пайке. Однако дело с получением заказов этой верфью было обставлено так, что большинство уверовали в легенду совсем иного толка.

Второй звонок той же тревожной тональности открыто прозвучал уже в 2010-м, когда Выборг посетил президент РФ Дмитрий Медведев. В телевизионном репортаже вдруг прозвучало: платформы — единственный крупный заказ ВСЗ, а его директор Валерий Левченко с экрана признался - за¬грузка предприятия составляет 50%. Вскоре выяснилось, что директор и раньше жаловался Дмитрию Медведеву по тому же поводу. Глава государства тогда пообещал дать поручение Газпрому. Однако новых контрактов газовый гигант с заводом так и не подписал.

Газпром ли виноват?

Что же привело к катастрофе (иначе не скажешь) Выборгского завода?

У главного, если не единственного, заказчика этой верфи - Газпрома теперь свои проблемы: совет директоров «Shtokman Development AG» отложил разработку Штокманского месторождения на 2017 год. Как полагают некоторые, из-за снижения спроса на газ в Европе и появления на рынке более дешевого, сланцевого газа, но об этой и других версиях мы поговорим уже в других публикациях. Собственно, именно это столь сокрушительно ударило по Выборгскому судостроительному. Но только ли Газпрому ходить в виновниках?

В условиях рынка, который в России, по мнению иных аналитиков, так и остался «диким», ВСЗ опрометчиво завязался на одном заказчике и теперь разом лишился работы. Только сейчас задаются вопросы: куда вдруг девались прочие заказы, например в рамках международной программы «Sea Launch» («Морской старт»), предусматривающей запуск космических аппаратов с морской платформы? Или же норвежские и казахские заказы на суда снабжения платформ (ВСЗ несколько лет поставлял их)? Три года назад утверждалось, что Выборг рассматривает предложения еще и других взыскательных заказчиков - от западных компаний - разработчиков шельфовых месторождений. Так где же они? И где заказы на лесовозы и суда для транспортировки сжиженного газа, на которые рассчитывал губернатор? Переиначив известную присказку: вот тебе, Выборг, и Газпромов день!

Сегодня на ВСЗ числится свыше 2500 человек. 85% рабочих уже вынужденно отдыхают. Не исключено, что завод полностью остановит производство. С неминуемыми массовыми увольнениями! Депутаты Законодательного собрания Ленобласти решили готовить обращение к председателю Госдумы РФ Борису Грызлову.

Спектакль о перспективном благополучии Выборга был поставлен талантливо! С большими надеждами, но очень уж опрометчиво. Делу он помог тем, что на время отсрочил экономический провал, и те платформы, что были изъяты из потенциального портфеля заказов Севмаша, увы, не стали для ВСЗ спасительной соломинкой.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12