Корабельная сторона
Номер от 3 марта 2011 г.

Патриарх
Памяти Почетного гражданина Северодвинска Сергея Никитича Ковалева

фото из архива Олега Химаныча
фото из архива Олега Химаныча

Не один конструктор Ковалев создавал проекты для нашего, некогда второго в мире подводного флота, и не возьму грех на душу, умаляя заслуги тех же Исанина, Перегудова, Пустынцева, Чернышева или же Кваши. Однако меж корабелов и моряков подплава Сергей Никитич, без сомнений – Патриарх!

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Простое перечисление всех его наград, званий и почетных титулов наверняка займет пол газетной страницы. Если кто ими любопытствует, имя и регалии академика Ковалева без труда найдет в самых авторитетных энциклопедиях и справочниках, и подивится высокому их количеству и заслуженному ранжиру. Эти же заметки о таланте, труде и мудрости Сергея Никитича.

Талант – это всегда свыше.

Но талант человеку не даруется, а дается, и дальше испытание – можно его зряшно растратить, а можно поставить во благо. Ковалев был человеком своего времени, и, конечно, мог бы с тем же Божьим даром посвятить жизнь и другим проектам. Но мир был безжалостен в политических антагонизмах, угроза войны бытовала реальная, и для безопасного паритета своей Родины он создавал ракетоносные подлодки – мощные, грозные и уникальные.

Сергеем Никитичем можно восхищаться бесконечно – его блестящим умом и творческим началом, его гражданской позицией. Даровитый конструктор и организатор, блестящий рассказчик, способный живописец, автор книги, в которой нашлось место и личным воспоминаниям, и глубоким размышлениям, и собственной философии, и словесному изяществу с искрометным юмором, а также ироничным отношением к себе. А за всем этим – труд, труд, труд!

Сергей Никитич Ковалев – Почетный гражданин Северодвинска. Еще бы! Три десятилетия Севмаш строил лодки по его проектам. Их уже подсчитали – 73 корабля – целый флот! Заказы стратегического значения, город ими жил, и, что бы ни говорили сегодня могильщики Союза, для Северодвинска это были лучшие годы. Большинству нынче и невдомек, благодаря чему, он рос и строился. Так вот, напомню тем, кто забыл и скажу тем, кто не знает – городские массивы рождались в строгой увязке с кораблестроительными программами. Потому что каждая из них требовала трудовых ресурсов, и о людях ныне трижды клятое столичным телевидением советское руководство все же думало. Когда молодой конструктор Сергей Ковалев впервые приехал в Северодвинск, а это год 1958-й, условная черта городской оседлости едва выходила к Морской улице, ныне - Гагарина. Когда завод взялся за корабли новых проектов, в том числе и за ковалевский 658-й, жилые кварталы двинулись на запад. Позже, когда на стапелях закладывали серии ковалевского 667 проекта – под эти подлодки правительство также выделило немалые деньги на новое жилье - город шагнул за проспект Труда. «Акулы» Сергея Никитича Ковалева с «Гранитами» Павла Петровича Пустынцева вывели Северодвинск к Паранихе. Так-то!

Не мог не любить

Без преувеличения, с такими как Ковалев, сегодня уходит эпоха – несколько поколений, коим было дано созидать. С кем отождествить его личность? С Королевым или Макеевым? С Келдышем или Александровым? С Харитоном или Туполевым? А, возможно, и с другими атлантами нашей науки, столь же фундаментальной, сколь и практической. Сейчас уж никто не подсчитает часы, сутки, недели, проведенные в студеных глубинах, в отсеках своих кораблей конструктором Ковалевым. Одно знаю точно – до 89 лет ходил он в моря. Факт, безусловно, достойный Книги рекордов Гиннеса. Признаться, встречались мне те, кто считал это чуть ли не блажью академика. Недалекие, в лучшем случае – наивные люди. Неужели не ясно, - не мог Сергей Никитич не любить свои корабли?! А где же, как не в море, они живут?! Да и не праздным пассажиром поднимался на борт своих подлодок академик…

Заводчане, те, кто постарше, должны помнить историю с 355-м заказом. В 1976-м головная лодка на испытаниях из-за штурманской ошибки с полного хода таранила подводную скалу. Глубина – 210 метров и удар чудовищной силы! Счастье, что в ЦП оказались те, кто и дело знал назубок, и паники не ведал. Они-то и заставили лодку, а в ее отсеках 300 душ человеческих, всплыть. Позже это назвали – «аварийным всплытием с предельных глубин на предельной скорости». До той поры такого не случалось! Без счастливого рока, как и без мужества, тогда явно не обошлось. Без малодушия тоже: иные старшие офицеры, как потом мне рассказали очевидцы, в первые минуты аварии просто впали в прострацию. Тогда же «гражданский специалист» Сергей Ковалев, шедший на 355-м, спокойно расспрашивал вахтенных о ЧП. Чтобы, спустя считанные дни (!), отыскать, рассчитать и внести в проект корабля то, что делало бы подобное всплытие не «аварийным», а вполне допустимым и безопасным. Он всегда думал не только о своих кораблях, но и о людях в отсеках, об их опасной профессиональной доле, а потому и не мог поступить иначе. Кто скажет, что Сергей Никитич не настоящий подводник?!

Проект 941 – самые большие в мире подлодки, прозванные в просторечии «Акулами», считают вершиной ковалевских идей. Считал ли так сам академик, не знаю. Не знаю и, как воспринял он драму, когда из-за отсутствия ракет эти боеспособные корабли на годы лишились моря.

В 90-х вызрел вдруг замысел – переделать «Акулы» в танкеры и рудовозы, чтоб сновали подо льдами Арктики… Енисейские пороги, которые не то что подлодки, иные балкеры минуют лишь по большой воде, мне довелось проходить 8 раз. Наивность приспособы тяжелых «Акул» для перевозки норильской руды была изначально очевидна, и уж, конечно, не только мне. Но ведь о сомнительной идее всерьез заявили, долго ее пиарили, и похоронили совсем недавно. Мне же всё думалось - ну, каково Ковалеву слушать эту маниловщину? Спросить его, правда, не довелось, но думаю, слушал он ее не без иронии. У мудрого Сергея Никитича она имелась.

Питерский корень

Ковалев многим запомнился выходцем из той, ныне уже «старорежимной» ленинградской интеллигенции, вернее – это даже ощущалось. Она имела корень петербургской, но была уже советской - по образу жизни и вере. От профессуры она унаследовала образованность и достоинство, от балтийского соседства – вдумчивость и неспешность, от северных кровей еще и деликатность, какая века три резко контрастировала с московским чванством и хамством. Сергей Никитич не терпел панибратства, но был довольно прост в общении и с высоким чиновником, и с простым работягой, попусту не конфликтовал, на нервном срыве его никто не помнит, слыл прекрасным рассказчиком, мог тонко поюморить, и над собой тоже. От обилия наград и званий, образно говоря, лик его не становился монументальнее и не бронзовел, как у некоторых. Он никогда не рвался в первые ряды. В первых рядах Ковалева можно видеть на снимках официальных церемоний сдачи кораблей, но того требовал протокол.

Наезды Сергея Никитича в наш город были частыми и многомесячными, и Северодвинск он знал, а, прочитав его воспоминания, любой согласится – считал его своим, как и Ленинград-Питер. О северянах всегда отзывался, подчеркивая их честность и порядочность. Круг здешнего общения у него был, конечно, специфический, в основном заводчане – директорат – Егоров, Просянкин, Макаренко и далее, но и корабелы «попроще», с коими он сблизился в отсеках, на испытаниях подлодок. Поверьте, в море суть человеческая распознается лучше.

Х Х Х

Так вышло, что в Северодвинске последними, кто встречался с Сергеем Никитичем от СМИ, были трое – я, Владимир Ларионов и Евгений Баранов. Вечер 19 октября 2008-го мы провели в «ковалевском» номере гостиницы. Утром академик улетал в Петербург. Володя, ясное дело, был во всеоружии фотокорра. Женя, который, собственно, и устроил эту встречу, видеокамеру не взял – снимать не планировали. Позже я не раз жалел об этом. Хотя, кто ж знал, что в Северодвинск Сергей Никитич уже не вернется.

Академик выглядел усталым. Не хворым, но утомленным. Утром он вернулся с морей, днем состоялось заседание госкомиссии по печально известной «Булаве», и бодрости оно не прибавило. В неторопливом разговоре Сергей Никитич был немногословен, но и этого вполне хватило, чтобы оценить и ясность его мыслей, и прочную память, и разносторонние познания. Правда, несколько мгновений показалось, будто был он при своих мыслях, но при том никак не выглядел отстраненным, скорее, человеком, обладающим «цезаревым даром» - вершить сразу несколько дел – по инерции тяготится одним, размышлять о другом, и не прерывать нить беседы о третьем.

Он был спокоен и мудр. Как человек, проживший долгую и достойную жизнь, немало испытавший, многого достигший, познавший множество важных истин или одну, некую тайну бытия, возможно, самую главную.

Таким и запомнился Патриарх.

морской историк Олег ХИМАНЫЧ,