Вопросы выживания
Основанная Петром Великим в 1693 году, верфь долгие годы являлась своеобразной визитной карточкой поморского судостроения. Справедливости ради надо сказать, что вопрос первородства до сих пор оспаривается «Красной кузницей» и находящимся по соседству 176-м судоремонтным заводом. Впрочем, в настоящее время значение этот спор имеет только для историков. Саму же «Красную кузницу» последние 20 лет терзали совсем другие вопросы – вопросы выживания. К сожалению, ни богатейшая история завода, ни многолетние традиции не смогли обеспечить орденоносную верфь работой в постсоветское время. Объективные трудности, которые в 90-х лихорадили все судостроение, сложились с недостаточно квалифицированным управлением, и в результате Россия фактически потеряла одну из первых своих верфей. Впервые слово «банкротство» прозвучало в адрес «Красной кузницы» уже в 1997 году. Некоторое оживление вокруг предприятия наметилось в начале 2000-х, когда бизнес-структуры начали активный выкуп акций у работников верфи. Начавшие было рождаться надежды на возрождение «Кузницы» не оправдались, и в мае 2007 года на верфи снова возобновилась процедура банкротства. Жизнь в цехах хоть и не замерла, но это была жизнь уже не «Красной кузницы», а малых предприятий, арендующих мощности банкротящейся верфи. Сама же «Кузница» прекратила всякую деятельность, главной задачей введенного конкурсного управления стало удовлетворение требований кредиторов, которые составляли более 150 миллионов рублей. Новая надежда забрезжила перед «Красной кузницей» с созданием Объединенной судостроительной корпорации.Ценный объект судостроения
Как бы ни тяжело было положение старейшей верфи, она еще представляла из себя достаточно ценный с точки зрения судостроения объект. Прекрасные причалы, судоподъемные мощности, цеха – все, что еще не было распродано, вызывало интерес у ОСК, поставившей перед собой задачу возродить отечественное судостроение. В принятой концепции стратегического развития предприятий Северного центра судостроения и судоремонта появился раздел, посвященный вопросу интеграции «Красной кузницы» в структуру корпорации. При принятии решения о принципах такой интеграции ОСК решила использовать опыт «Звездочки», которая в начале 2007 года присоединила соседа «Красной кузницы» – СРЗ-176 Министерства обороны, а к концу того же года интегрировала еще ряд судоремонтных предприятий. Руководством ОСК была проведена колоссальная работа, связанная с поиском решений, которые устраивали бы всех участников интеграционного процесса. Надо сказать, что имущественные отношения на «Красной кузнице» в кризисную пору изрядно запутались, и это обстоятельство создавало серьезные препятствия для компромисса. Тем не менее такой компромисс все же был найден. 25 января совет кредиторов «Красной кузницы» принял решение о продаже имущества верфи Центру судоремонта «Звездочка». На минувшей неделе все связанные с этой сделкой обязательства «Звездочка» исполнила и стала владельцем 129 объектов, ранее принадлежавших верфи, основанной Петром. Наибольшую ценность в числе этих объектов представляют причалы с допустимой нагрузкой 10 тонн на квадратный метр, плавучий док грузоподъемностью 9 тысяч тонн, блок цехов размером 125х 125 метров и стапельная площадка. Если говорить о стоимости приобретения, то в результате переговоров, которые вело руководство ОСК, цену имущества удалось согласовать на неприлично низком уровне.Группа по интеграции «Кузницы»
Не откладывая дело в долгий ящик, начальники цехов и подразделений «Звездочки» уже в минувшую субботу осмотрели приобретенный комплекс. И хотя впечатление от увиденного у многих осталось тягостное, в ценности приобретения мало кто сомневается. Опыт оживления умирающих верфей у «Звездочки» имеется. За примерами далеко ходить не надо – он тут же, в Соломбале. Присоединив в 2007 году СРЗ-176, «Звездочка» не только фактически спасла его от банкротства, но и обеспечила развитие завода. Объем производства на 176-м сегодня втрое выше, чем на момент присоединения, да и будущее филиала опасений не вызывает. Там же на, 176-м заводе, генеральный директор Владимир Никитин (на снимке слева) подписал приказ о создании рабочей группы по интеграции мощностей «Кузницы» в состав архангельского филиала СРЗ-176. Присоединение «Красной кузницы» к «Звездочке» серьезно расширяет возможности Центра судоремонта в части гражданского судостроения. Слияние мощностей «Кузницы» и архангельского филиала «Звездочка» СРЗ-176 позволит вести круглогодичное докование судов, проведение полного цикла ремонтов и модернизации судов тоннажом до 9000 тонн. Особенно это важно в свете той загрузки, которая определена для архангельского филиала на 2011 год. Это только текущая работа. В перспективе мощности «Красной кузницы» предполагается использовать для развития программ гражданского судостроения, ориентированных в том числе и на потребности нефтегазовых компаний. Эффективно развивать эту тематику, которая требует привлечения иностранного опыта, на территории самой «Звездочки» проблематично в силу действующих режимных ограничений. Цехи же и стапеля «Красной кузницы», напротив, отлично для этого подходят. Присоединение «Красной кузницы» - это не просто сделка с имущественным комплексом. Это знаковое резонансное событие для всего регионального судостроения.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта