Корабельная сторона
Номер от 17 февраля 2011 г.

Легкие паруса «Седова»
В минувший понедельник знаменитому барку «Седов» исполнилось 90 лет. Точнее – с того дня, когда по нынешним меркам гигантский парусный корабль впервые почувствовал своим корпусом морскую воду.

Вкратце о биографии «Седова», которая, к слову, выпадает не каждому кораблю. Четырехмачтовый барк был построен на немецкой верфи в Киле, наречен «Magdalene Vinnen II» - по имени дочери основателя и владельца судоходной компании и заказчика судна. К 1921 году парусник являлся вторым по величине парусником в мире после 5 мачтового «Royal Clipper». Первоначально барк обслуживал линии из Европы в Австралию и Америку.

В 1936-м его приобрела компания «Северо-немецкий Ллойд» и переименовала в «Kommodore Johnsen» с последующим переоборудованием в учебное судно. Во время Второй мировой войны судно числилось в составе вспомогательного флота, использовалось в качестве буксируемой баржи при доставке воинских грузов. После войны по репарациям парусник оказался в Советском Союзе и в декабре 1945 года получил имя известного полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Но первое плавание под флагом СССР барк совершил только в июне 1955 года.

До 1966 года «Седов» принадлежал нашему Военно-морскому флоту, затем – Министерству рыбной промышленности. В том и другом случаях – в качестве учебного судна. С 1991 года корабль, уже признанный памятником истории кораблестроения прошлого столетия, был приписан к Мурманскому государственному техническому университету. В том же качестве учебного корабля «Седов» предоставляет возможность будущим морякам пройти полноценную морскую практику.

На послужном счету парусника несколько значимых побед и рекордов в своем классе судов. Так, в 1991 году «Седов» победил в океанской регате «Cutty Sark», а через четыре года - в регате «Tall Ships’ Races». Ему также принадлежит официальный рекорд скорости для парусников своего класса. Этот рекорд не превзойден до сих пор. Наконец, в сентябре 2010 года «Седов» пересек 78-ю параллель северной широты и вошел в знаменитый Айсфьорд Шпицбергена – так далеко на север из подобных парусников никто еще не забирался.

Свой 90-летний юбилей барк «Седов» встречает в профилактическом ремонте, который проводится на заводе в городе Светлом Калининградской области. В море парусник, как планируется, должен выйти по весне – 1 мая.

Александр ВЕСТНИКОВ