Корабельная сторона
Номер от 10 февраля 2011 г.

С прицелом на арктический шельф
Перспективы филиала ЦС «Звездочка» в изложении газеты «КоммерсантЪ»

 Пока символом участия ЦС «Звездочка» в нефтегазовых проектах является СПБУ «Арктическая». Фото Владимира Ларионова
Пока символом участия ЦС «Звездочка» в нефтегазовых проектах является СПБУ «Арктическая». Фото Владимира Ларионова

Речь в данном случае о мурманском судоремонтном заводе № 35. По мнению газеты, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) «продолжает искать гражданское применение своим военным активам» и с этой целью намеревается создать на СРЗ-35 базу по обслуживанию подводных добычных комплексов газа и крупнотоннажных судов. Называется и сумма, во что обойдется реализация этого проекта, – 26 млрд рублей. Хотя тут же и оговаривается: «Реализация проекта целиком зависит от сроков начала разработки Штокманского месторождения».

О ПЛАНАХ ОСК газете рассказал Валерий Киреев, начальник управления научно-технического развития корпорации. Он же сообщил о прошлом мурманского предприятия, когда основной его специализацией был ремонт военных кораблей. Но эти заказы со временем исчезли, и убыток СРЗ только в 2009 году составил 37,25 млн рублей.

Прозвучали и другие цифры и факты, которые, вероятно, заинтересуют северо¬двинцев. Например, о том, что ЦС «Звездочка» давно стремился получать заказы нефтегазовых компаний и даже были расчеты поручить СРЗ-35 достройку двух буровых платформ, которые в 2007 году начинал строить для Газпрома Выборгский судостроительный завод. Но якобы из-за кризиса начало освоения месторождения было отложено, и заказчик решил отправить эти платформы на Сахалин, предварительно достроив их в Южной Корее, то есть отдав возможный субподряд «Звездочки» стоимостью 10-12 млрд рублей компании «Samsung Heavy Industries».

«Коммерсантъ» также сообщает и об участии ЦС «Звездочка» в совместной работе с Севмашем над «Приразломной», хотя здесь же издание ссылается на то, что «достраивать «Приразломную» в Мурманске решили только из-за близости СРЗ-35 к будущему месту базирования» на шельфе. Здесь же было сказано и о том, что для выполнения гражданских заказов мурманскому предприятию потребуется модернизация. На первом этапе она составит 2 млрд рублей. «Второй этап предполагает создание сухого дока для ремонта крупнотоннажных судов, включая ледоколы и газовозы». Для этого понадобится еще 24 млрд рублей. Окончательное решение о перспективах модернизации мурманского предприятия будет приниматься на ближайшем совете директоров ОСК, пишет газета.

Партнером госкорпорации в модернизации ЦС «Звездочка» и его дочерних предприятий может стать норвежское конструкторское бюро «Aker Arctic Technologies Inc.», которое, по словам «Коммерсанта», специализируется на проектировании арктического флота и претендует на заказы для Штокмана. Встречи норвежских и российских специалистов с обсуждением совместной работы проходят регулярно.

Наконец, прозвучала и еще одна цифра, но связанная уже с другим северодвинским предприятием. Оказывается, «12,5 млрд рублей планируется инвестировать в модернизацию Севмаша, который в основном строит подводные лодки».

Владимир ЗИМОВЕЦКИЙ