Корабельная сторона
Номер от 3 февраля 2011 г.

«Барсы» и «Бореи» Николая Биткова
Впереди – окончательные этапы работ на АПЛ «Александр Невский»

Говорят, время стало идти быстрее, чем раньше. То ли от глобального потепления, то ли наоборот – у ученых, как водится, две противоположные версии на этот счет. А у корабелов Севмаша, занятых на достройке атомной подводной лодки «Александр Невский», временной темп диктует не погода, а плотные рабочие графики, когда нельзя упустить ни одного стремительно проходящего дня. Впереди – окончательные этапы работ на корабле.

- НЕМНОГО времени прошло с того дня, когда «Нев¬ский» покинул стапель и встал у набережной, – рассказывает Александр Резников, ответственный сдатчик. – Сейчас усилия коллективов строителей и сдаточной команды подчинены выполнению главной задачи – проведению швартовных, а затем и ходовых испытаний и передаче корабля Военно-морскому флоту. Большая роль в подготовке систем и механизмов отводится не только специалистам Севмаша, но и СПО «Арктика». Работами на паротурбинной установке руководит строитель пятого отдела Николай Битков – авторитетный специалист, не один десяток лет проработавший в отделе и прекрасно знающий свое дело. Я бы о нем так сказал: Николай Петрович из тех, на ком держится слава отдела строителей.

…Как все-таки много на уникальном производстве Севмаша зависит от одного конкретного человека – эта мысль не покидала меня, когда проходило знакомство с нашим героем, когда видишь, как он переживает за порученное дело. Дело, по большому счету, государственной важности и большой сложности, и оно должно двигаться вперед, несмотря ни на какие препоны. Потому что есть талантливые люди со светлой головой, знаниями и горячим стремлением не упустить время. Николай Битков из этого разряда. В свое время он приехал в Северо¬двинск из архангельской глубинки, окончил политехникум, затем Севмашвтуз. На предприятии с 1977 года, вначале работал мастером, старшим мастером, с 1992 года – в отделе строителей. Солиден послужной список корабела: участвовал в создании двух последних АПЛ проекта «Барс», работал на других кораблях, в том числе на АПЛ «Юрий Долгорукий». Потом попал на «Невский».

Создатели подлодок знают цену подобным людям и доверяют им самые трудные задачи. Ставка высока, работы много, и Николаю Петровичу совсем не до интервью, но все-таки несколько минут уделил. Рассказывает:

– В ближайшее время необходимо справиться с рядом задач. Все делается для того, чтобы выдержать назначенные сроки готовности «Невского», в том числе испытания паротурбинной установки вместе с системой автоматики. Многое зависит от специалистов цехов 55, 42, 40, управления испытаний и сдачи заказов, отдела ядерно-радиационной безопасности, управления качества продукции, конструкторов и технологов Севмаша, от коллективов «Арктики», НПО «Аврора».

Он горячится, высказывая свое мнение о ходе работ, свои предложения по укреплению коллектива опытными кадрами. Он надеется на свою команду, на Яна Рябиса, начальника восьмого участка, на Анатолия Макарьина, старшего мастера, на Александра Осипова, бригадира, и других корабелов цеха 55. «Только сообща, только с полной отдачей...»

Надежда МОРОЗОВА