Корабельная сторона
Номер от 3 февраля 2011 г.

Металл рождается в огне
В наше время невозможно представить ни одно промышленное предприятие без металлургической продукции

Тем более судостроительное. На Севмаше большая роль отводится металлургическим цехам, которые структурно подчиняются отделу главного металлурга. В течение последних 14 лет его возглавляет Владимир Кононов. Сегодня он гость нашей газеты, тем более что и повод тому весьма существенный – 28 января ОГМет отметил 70-й день рождения.

- ВЛАДИМИР Александрович, с тех пор как первый директор завода № 402 К.С. Красильников создал ваше подразделение, прошло семьдесят лет. Все эти годы металлурги вместе с коллективом предприятия переживали не только взлеты, но и тяжелые периоды. Когда было проще?

– Вы правильно отметили, что коллектив предприятия и металлурги – единое целое. Мы вместе создавали историю Севмаша. Это относится и к военному лихолетью, и к периоду активного строительства атомных подлодок, и к времени нынешнему. Но легко не было никогда, так как у такого предприятия, как наше, простых задач не бывает.

– Сегодня Севмаш строит атомные подлодки, авианосец для ВМС Индии, МЛСП «Приразломная». Металлурги тоже участвуют в выполнении этих стратегически важных заказов...

– Предприятие создавалось для строительства крупных надводных кораблей, а затем подлодок, где, как известно, масса изделий машиностроения. Это-то и определило развитие металлургического производства как заготовительной базы машиностроительного. А для технического руководства группой металлургических цехов в январе 1941 года и был организован отдел главного металлурга. При его участии совершенствовались технологии, осваивались новые техпроцессы... Особенно много задач отделу пришлось решать с началом строительства атомных подлодок. Мы освоили производство отливок и поковок из титановых сплавов, новые технологические процессы выплавки стали, термической обработки, литья балласта из маломагнитной стали, ввели в эксплуатацию термический цех, расширили номенклатуру стального и цветного литья. Сегодня в судостроительной отрасли страны металлургическое производство Севмаша - самое мощное и чуть ли не единственный изготовитель заготовок из марганцовистых и высокопрочных сталей марок АЛ, а также заготовок для изготовления судовых подшипников.

– Известно, в силу специфики судостроения металлургическое производство имеет единичный и мелкосерийный, хотя и разнообразный характер...

– Да, это так. Один пример: в 2007-2009 годах для четырех заказов металлурги изготовили свыше 15 тысяч тонн различных полуфабрикатов. Наши заготовки применяются в изделиях машиностроения, в корпусном насыщении строящихся кораблей, при изготовлении оснастки для механических и стапельных цехов, при ремонте и модернизации оборудования, в межзаводской кооперации. За последние пятнадцать лет мы выдали на-гора более тысячи тонн гидроплотных отливок арматуры из медных сплавов, поковок и штамповок. При модернизации авианосца выполнили большой объем термической обработки. Освоили процессы местной термообработки и местного оксидирования сварных соединений трубопроводов для МЛСП «Приразломная», разработали новые виды термообработки для транспортно-упаковочных контейнеров, обеспечили заготовками все строящиеся заказы. Мы участвовали и в освоении на российских металлургических комбинатах листового проката из специальных марок стали АК-СВ и хладостойких сталей.

– Что представляет собой отдел главного металлурга образца 2011 года?

– Сегодня это самостоятельное структурное подразделение, отвечающее за подготовку производства металлургических цехов. В отдел входят литейное, кузнечное, термическое и конструкторское бюро, металлургическая лаборатория, подразделения, отвечающие за подготовку производства и содержание в исправном состоянии промышленных печей. Отдел, укомплектованный высококвалифицированными специалистами активно пополняется и молодыми инженерами.

Вопросы задавал

Олег ЛЕОНИДОВ