Корабельная сторона
Номер от 20 января 2011 г.

Оживляется водный проспект Заполярья
А Мурманск становится столицей нефтегазового флота Арктики

 Кольский проспект Мурманска принимает очередную платформу - СПБУ «Амазон». Фото «КС»
Кольский проспект Мурманска принимает очередную платформу - СПБУ «Амазон». Фото «КС»

С начала 60-х прошлого века Кольский залив называли проспектом для торговых и рыболовных судов. В 90-х водный проспект заметно снизил свой статус и превратился в обычную улицу. Однако теперь в самом крупном заполярном городе мира всерьез поговаривают о том, что главными на кольской водной магистрали в ближайшее время станут суда и платформы нефтяных и газовых компаний.

ТЕМА ЭТА охотно и достаточно часто обсуждается в мурманских СМИ. Причем отправной точкой здесь принято считать 29 октября 2002 года, когда на рейде близ поселка Росляково стала на якоря огромная конструкция морской буровой платформы «Hutton». Ее привели сюда из норвежского Ставангера буксиры целой международной флотилии. Затем, после четырехмесячных переговоров, наш Севмаш договорился о покупке ее верхнего строения для ледостойкой платформы «Приразломная». Таким было начало.

Затем суда морской геологической разведки, транспортные снабженцы, танкеры и буровые платформы стали появляться на рейдах Кольского залива все чаще. Образно говоря, Мурманск всерьез стал раскручивать новую для себя тему.

В последний день ноября прошлого года Кольский залив, без сомнения, украсило массивное строение «Приразломной», оно и по сей день привлекает взоры многих жителей и гостей Мурманска, а также авторов местной прессы и сайтов.

Наряду с восторженными откликами и материалами, рассказывающими о перспективах освоения Приразломного месторождения, время от времени звучат и своего рода уколы в адрес северодвинцев. Так, информационное агентство «Nord-News» поминает недобрым словом то, что «в ходе реализации проекта «Приразломной» Севмашем были допущены серьезные ошибки», мол, северодвинцы «переоценили свои возможности и строили платформу вместо двух восемь лет», «одно дело выпускать атомные подводные лодки, другое – работать в интересах нефтегазодобывающих компаний». Досталось и «Звездочке», которая «вот уже 14 лет строит и никак не может сдать СПБУ «Арктическая» заказчикам». Ругают, кстати, и выборжских корабелов, которые взялись строить полупогружные платформы, также переоценив свои силы и возможности. Но в целом настрой у мурманчан оптимистичный – все нынешние трудности можно и нужно преодолеть.

Еще бы! Если «нефтегазовый проспект» заработает в полную силу, миллиардные преференции будут Мурманску обеспечены. Причем не только морскому порту и судоремонтным предприятиям, но и нефтеперерабатывающему заводу мощностью в 6-7 миллионов тонн в год. Строительство последнего, кстати, было обещано мурманчанам генеральным директором «Газпромнефтьшельфа» Александром Манделем.

Олег АНДРЕЕВ