Корабельная сторона
Номер от 13 января 2011 г.

Достроить – дело чести
В конце года очередная группа специалистов Севмаша улетела в Мурманск. Среди них мастер сборочных работ Владимир Потылицын и бригадир электросварщиков Александр Павозков – оба из цеха 50.

В историю создания «Приразломной» они вошли не только как строители, но и как участники церемонии ее торжественной закладки.

Начинали, как говорится, с нуля, когда еще толком не знали, какой платформа будет. Ведь даже проекта не было. К тому времени и Владимир Васильевич, и Александр Викторович уже прошли хорошую школу гражданского судостроения. Строили понтоны, мини-балкеры, рыбозавод, домики для нефтяников. В трудное время любой работе были рады. Хотя тяжело было сознавать, что столько лет строили подводные корабли и вдруг пришлось другим делом заниматься. Обстоятельства заставляли, а душа не принимала. Жалеть действительно было о чем. Владимир Васильевич пятнадцать лет отработал в корпусно-сварочном производстве, занимался изготовлением конструкций на АПЛ проекта «Акула». Александр Викторович в цехе 50 строил корабли проектов БДРМ, «Барс».

Когда перешли на «Приразломную», поняли, что объект серьезный. «Здесь своя специфика производства, – говорит Александр Павозков. – Впервые применялись хладо-стойкие стали, а это особые требования к сварке, несколько этапов контроля. Без соответствующей подготовки не обойтись».

Вспоминают, что работа шла тяжело. Менялись заказчики и инвесторы, вносились корректировки в проект, что влекло за собой переделки на стапеле. «Суперблок построили за год, – вспоминает Александр Викторович. – В моей бригаде было тогда 80 человек, со всего завода высококвалифицированных электросварщиков собрали. Второй и третий блоки стыковали под открытым небом. Работали в три смены.»

2010 год стал решающим в строительстве, на платформе выполнено много завершающих технологических операций. Коллектив мастера сборочных работ Владимира Потылицына и бригада электросварщиков Александра Павозкова занимались установкой вертолетной площадки.

Мои собеседники уверены: их коллективы готовы любую работу выполнить. Для этого есть все: знания, опыт, творческая жилка. Есть специалисты высшей пробы, асы в своей профессии – это за-служенный машиностроитель России бригадир сборщиков Григорий Попов, электросварщик Василий Бурмагин.

«Приразломная» – первая российская морская ледостойкая платформа, которой нет аналогов в мире. «По сути, это мини-город, – считает Владимир Потылицын. – Насосы, датчики, кабель, сложнейшее оборудование и системы, жилой модуль – все для того, чтобы работать и жить.

Платформа будет добывать и хранить нефть, передавать ее танкерам. Это автономный комплекс, снабжающий себя электроэнергией, теплом, паром. И создана платформа здесь, на Севмаше, этим нельзя не гордиться».

Владимир Потылицын и Александр Павозков уезжали на север с хорошим настроением. Говорят, что встрече с «Приразломной» рады: столько лет вместе, сроднились уже. Для них это не просто работа, достроить платформу – дело чести.

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ