Корабельная сторона
Номер от 30 декабря 2010 г.

Прав был старик Борисов!
Идею «мертвой дороги» вновь вытащили из-под сукна?

В Ненецком автономном округе всерьез заговорили о некогда забытом проекте строительства Великого северного железнодорожного пути. Возник он еще на заре советской власти, и, к слову, одним из инициаторов его являлся известный наш земляк – первый художник Арктики Александр Алексеевич Борисов.

ПРОЕКТ предусматривал прокладку вдоль побережья Северного Ледовитого океана железнодорожной магистрали, на отдельных участках практически параллельно морской трассе. Со своей идеей сторонники проекта в 20-х обращались в Совет Народных Комиссаров, лично к Ленину, но тогда из-за большого дефицита финансовых средств проект положили под сукно. Вспомнили же о нем уже в иные, сталинские времена, когда трудом тысяч заключенных стали возводиться отдельные участки дороги от заполярной Воркуты на восток. Сразу же после смерти «вождя и учителя всех народов» грандиозная стройка, получившая прозвище «мертвой дороги», была заморожена.

И вот, похоже, мы присутствуем при новой реинкарнации! Недавно губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил буквально следующее: «Мы добились того, что в стратегии развития российских железных дорог до 2030 года есть две дороги в Ненецкий автономный округ». При этом он отметил, что маршрут первого железнодорожного пути пройдет от Сосногорска (это в Республике Коми) до поселка Индига на берегу Чешской губы Баренцева моря. Второй путь проляжет на… Амдерму. Цитата: «Второй проект - железная дорога из Воркуты до поселка Усть-Кара с продлением ее до поселка… Амдерма. В Амдерме мы получаем опорную точку Севморпути с аэропортом и железной дорогой».

Решиться на реализацию столь смелого проекта, по мнению губернатора, подтолкнули перспективы экономического развития региона. Действительно, по оценкам специалистов, к 2020 году грузопоток на Севморпути вырастет в десять раз в связи с быстрым таянием ледового покрова Арктики. Амдерма и Индига в таком случае должны стать пунктами подвоза по железной дороге грузов для морских судов.

Смело, однако!

Олег АНДРЕЕВ