Корабельная сторона
Номер от 30 декабря 2010 г.

«Рубин», «Борей» и юбилей
Бывший северодвинец о перспективах развития подводного кораблестроения

 На памятном знаке перед входом в здание питерского ЦКБ изображена самая большая подлодка в мире - символ тесного сотрудничества «Рубина» и Севмаша
На памятном знаке перед входом в здание питерского ЦКБ изображена самая большая подлодка в мире - символ тесного сотрудничества «Рубина» и Севмаша

На день раньше Севмаша отпраздновало свой день рождения Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» - один из главных партнеров главной северодвинской верфи в строительстве военных кораблей. Но если Севмаш праздновал 71-й день рождения, то у «Рубина» был юбилей – 110 лет!

СЕГОДНЯ этот научно-конструкторский центр, как известно, возглавляет северодвинец Андрей Дьячков. Собственно, он в первую очередь и принимал поздравления партнеров и коллег. Но не только. Андрей Аркадьевич еще и общался с журналистами, пишущими на темы перспектив российского подводного флота, в том числе и Военно-морского портала. Отдельные его высказывания, безусловно, интересны и корабелам Северодвинска. В частности, вопрос о закладке очередной подводной лодки типа «Борей» на стапелях Севмаша.

Из слов Дьячкова следует, что данная проблема «имеет финансовые причины и при поступлении на Севмаш необходимых денежных средств последует немедленная закладка следующего подводного крейсера». Предприятие, по оценке генерального конструктора, «не стоит на месте и продолжает работы», якобы в различной степени готовности на территории верфи уже находятся несколько готовых секций для четвертого корабля. Конструктор заметил, что его якобы собирались поименовать «Святителем Николаем», но подчеркнул, что документально оформленного решения по этому поводу пока нет. Что же касается практики использования для постройки «Бореев» задела, который остался от строительства АПЛ третьего поколения, то она, как считает Андрей Аркадьевич, продолжится, как минимум, до строительства шестого корпуса. Причина: этот метод значительно сокращает сроки и стоимость строительства.

Небезынтересными оказались ответы Дьячкова и относительно развития в России строительства подводных лодок с энергетическими установками новых поколений, в частности воздухо-независимыми (ВНЭУ). По оценке главы «Рубина», сегодня лишь три страны в мире обладают технологиями для развития этого направления в строительстве подводных кораблей – Швеция, Германия и Россия. Не скрыл конструктор и то, что эти разработки ведутся именно в организации-юбиляре, хотя и оговорился: «У нас в бюро тоже ведутся работы по созданию интерметаллидных электрохимических генераторов (ЭХГ) на водороде с реформингом дизельного топлива, но ЭХГ не панацея. Созданные в последнее время совершенные литий-ионные аккумуляторы большой емкости еще покажут себя и помогут решить проблемы увеличения автономности подводных лодок».

И еще один интересный вопрос: почему для своего Черноморского флота Россия будет строить не самые современные лодки 677-го проекта («Лада»), а усовершенствованные «Варшавянки»? Конструктор назвал возможности неатомной «Лады» избыточными для акватории Черного моря, и потому, дескать, лодка «не способна развернуться там в полную силу».

Олег АНДРЕЕВ