Корабельная сторона
Номер от 9 декабря 2010 г.

Матвиенко стала мамой. Крестной
У корабелов был праздник. Но Севмаш отодвинули в сторонку

ПЭБ у причала Балтийского завода, июль 2010 года Фото из архива Олега Химаныча
ПЭБ у причала Балтийского завода, июль 2010 года Фото из архива Олега Химаныча

Первой хорошая новость: осенью этого года нижегородское ОКБМ Африкантова завершило испытания перегрузочного комплекса, предназначенного для перезарядки ядерного топлива реакторных установок КЛТ-40С. Этот комплекс, оснащенный автоматизированной системой управления, предназначается для плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов».

ПОЯСНИМ. ПЭБ (проект 20870) – гладкопалубное несамоходное судно водоизмещением 21.500 тонн, одна из составных, если не главных, составляющих плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) малой мощности. Одни называют такие энергоисточниками нового поколения с локальными энергосистемами, а другие непременно добавляют при этом – уникальное сооружение, каких в мире не было и нет. Серия ПАТЭС должна быть построена по заказу Росэнергоатома.

Торжествен-ный спуск ПЭБ «Академик Ломоносов» на воду, 30 июня2010 года. Фото из архива Олега Химаныча
Торжествен-ный спуск ПЭБ «Академик Ломоносов» на воду, 30 июня2010 года. Фото из архива Олега Химаныча

Кричали питерцы «Ура!»

Теперь о ПАТЭС. Электрическая мощность каждого из двух ее реакторов – 35 МВт, тепловая мощность – 140 Гкал, турбины Калужского завода, срок эксплуатации - 38 лет. Обслуга станции – 64 человека. Постройка и эксплуатация ПАТЭС, как уверяют специалисты, значительно выгоднее наземных станций, и предназначаются они для энергоснабжения объектов в «оторванных от Большой земли» регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В частности, первая станция, как стало известно, уйдет на акваторию камчатского города Вилючинск, вторая – в чукотский Певек.

Спуск на воду головного плавучего энергоблока состоялся в разгар минувшего лета – 30 июня на Балтийском заводе в Петербурге. Традиционной в случае «крещения» судов и кораблей «крестной матерью» ПЭБ стала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Присутствовали на церемонии другие высокие официальные лица – полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Сергей Обозов. Это фактическая и церемониальная сторона дела.

О том, что поначалу ПЭБ «Академик Ломоносов» строили на Севмаше, в речах не звучало. Тем, кто запамятовал, напомним, что было это в 2007-2008 годах. Точнее, в мае 2006 года тендер на строительство головной ПАТЭС выиграл Севмаш. Однако Росэнерго¬атом в августе 2008 года неожиданно расторг контракт и передал заказ Балтийскому заводу. По официальной версии, из-за значительной загрузки Севмаша другой работой. Однако той же газете «КоммерсантЪ» так называемые источники в ведомстве неофициально отмечали, что северодвинцы якобы задержали строительство ПАТЭС более чем на год и это стало причиной «перезагрузки». Иными словами, произошла некая ведомственная коллизия, которую толком пока никто объяснить не может. Так заказ Севмаша стоимостью 9,8 млрд рублей, а конкретнее – «объекты незавершенного строительства», оказались у питерцев, 18 мая 2009-го они приступили к стапельной сборке, этим летом спустили ПЭБ на воду, а во II квартале 2012 года блок должны будут транспортировать, говорят, в Северодвинск, здесь испытать, а еще через два квартала сдать в эксплуатацию.

Виды на перспективу

В целом практика ПАТЭС, конечно, уникальна. Это действительно энергоисточник нового поколения в мировой энергоструктуре. В целом для России это широкий шаг экономики в удаленные районы страны, в том числе (здесь повторимся) Крайнего Севера и Арктики.

Однако интерес к станциям такого типа уже проявляют и зарубежные заказчики, в том числе из стран с бурно развивающимися экономиками. Особый интерес у южан, испытывающих дефицит пресной воды, ведь ПАТЭС может быть оснащена мощными опреснительными установками. В общем, иностранцы могут платить за российские плавучие электростанции большие и реальные деньги.

Как заявил на церемонии спуска в Санкт-Петербурге генеральный директор Рос¬атома Сергей Кириенко, его корпорация готова запускать в дело несколько вариантов ПАТЭС с реакторами мощностью от 10 до 300 МВт. Иными словами, серьезные виды на долговременную перспективу у корабелов появились. Досадно: почему же не у корабелов Севмаша?! Наименование первой в мире ПЭБ – «Академик Ломоносов», конечно же, тешит наши местные патриотические чувства. И все же, согласитесь, жаль, что праздник, затевавшийся на Севмаше, в конечном-то итоге состоялся не на нашей улице.

Песня Пугачева спета?

Однако эйфория праздника в Питере, к сожалению, тоже оказалась недолгой. Крах Международного промышленного банка (МПБ), который входит в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) сенатора Сергея Пугачева, вызвал цепную реакцию неплатежей у предприятий корпорации. В частности, по этой причине, как пишет «КоммерсантЪ», у Балтийского завода возникли сложности с реализацией контракта по строительству ПАТЭС из-за того, что на его счетах в МПБ оказались замороженными 1,7 млрд рублей авансовых платежей Росатома. О том, что у ОПК действительно возникли серьезные финансовые неприятности и даже тяжба по поводу отзыва банковской лицензии, действительно пишут много. Проблемы с ПАТЭС на Балтзаводе, по словам заместителя гендиректора ОАО «Концерн «Росэнергоатом» Сергея Завьялова, связаны с тем, что полученные от Рос¬атома денежные средства верфь хранила на депозитах в МПБ, а их заморозили. Руководствуясь законом, в октябре балтийцы выставили претензии к МПБ по возврату средств. Всего же структуры Росатома (здесь снова ссылка на Сергея Завьялова) перечислили Балтзаводу 5,7 млрд рублей. Причем чиновник подчеркивает – это был «беспрецедентный шаг для восстановления технологий атомного судостроения, основных фондов предприятия, а также для подготовки персонала».

На начало ноября готовность ПАТЭС, по неофициальным данным, не превышала 30%. В Росатоме предполагали, что до конца 2010 года питерцы выполнят работы не более чем на 40%, однако опасались ухудшения ситуации и, кстати, заявляли о готовности предоставить Балтийскому заводу дополнительное авансирование в размере 800 млн рублей. Однако условия контракта предполагают предоставление банковской гарантии на возврат всех выплаченных верфям средств, а в связи с нынешним положением МПБ это проблематично. Сами же балтийские корабелы уверяют Росатом, что предпринимают все меры, чтобы уложиться в оговоренные сроки. А в пугачевской ОПК существование проблем с Балтийским заводом, как и с другими заказчиками, вообще опровергают. Коллизия, можно скаламбурить, без иллюзий.

Олег ХИМАНЫЧ