Корабельная сторона
Номер от 18 ноября 2010 г.

«Graceful»: яхта пока без фрахта
Дальнейшая судьба одного из заказов Севмаша остается неизвестной

Так корпус «Graceful» впервые встретился с морской купелью. Фото Владимира Ларионова
Так корпус «Graceful» впервые встретился с морской купелью. Фото Владимира Ларионова

На прошлой неделе в пересудах обывателей крутилась авария у берегов Норвегии мегаяхты «Graceful», построенной в 42-м цехе Севмаша. Точнее, корпуса 68-метровой моторной яхты, который для последующей достройки и отделки польские моряки вели из Северодвинска в немецкий порт Гамбург.

НА ПЕРЕХОДЕ их застал крепкий шторм – достаточно распространенное явление в это время года в этих широтах, буксировочный конец оборвался, и неуправляемый корпус яхты вынесло на каменистый берег. Такова основная канва драмы. Информация об аварийной ситуации с «Graceful» начала приходить к нам в «КС» еще до ноябрьских праздников, однако отличалась крайней скупостью и противоречивостью. Мы пытались выйти на связь с коллегами из норвежской телерадиовещательной компании NRK, но и у них выкладывалась примерно та же, не очень четкая картина. Объяснялось же все просто: район, где Норвежское море выбросило корпус яхты (местечко Стё в архипелаге Вестеролен), достаточно далек от основных коммуникаций, да еще и в островной части заполярной Норвегии.

Яхту пытались снять с камней при первой возможности. Однако несколько попыток закончились неудачно – мешали шторм и высокая прибойная волна. Впоследствии спасатели все же сумели зацепить и стащить «Graceful», но через повреждения в ее корпус стала поступать вода, яхта отяжелела, и появился риск потерять ее еще раз при буксировке. Куда в конце концов отвели «Graceful», неизвестно. Ближайшие от места аварии причалы, защищенные от наката океанской зыби, находятся в Эйдсфьорде, Мальне, Мехусе, ближайший хорошо оборудованный порт – Харстад, да и знаменитый Тромсе недалеко.

Центральные средства массовой информации норвежцев отметили сам факт аварии, назвали оценочную стоимость яхты после завершения работ – порядка 36,7 млн евро, но особого акцента на том не делали. Новость о неудаче «Graceful» если и стала центральной, то ненадолго и в их провинциальных газетах. К слову, в одной из первых публикаций норвежцы позволили себе провести некоторую аналогию и припомнить, что в 90-х прошлого века, и тоже при буксировке, правда на судоразделку в Дубае, сорвался с концов и оказался на камнях более северной норвежской провинции советский артиллерийский крейсер «Мурманск», построенный, между прочим, на Севмашпредприятии.

Вообще, район, куда вынесло «Graceful», никогда не считался благоприятным для судоходства, у здешних мест дурная репутация. Достаточно взглянуть на реестр морских катастроф у берегов Вестеролена… Грузо-пассажирский пароход «Mira», 1152 тонн, утонул в 1941 году, когда следовал из Бергена с грузом… фарфора. Глубина – 42 метра. Пассажирское судно «Nordstjernen» легло на грунт в результате навигационной аварии в 1954 году и покоится на глубине 91 метр. «Hamburg», крупный плавучий рыбозавод (более 10000 тонн), пошел на дно, «случайно зацепленный» при авианалете британцев в 1941 году, лежит на 76 метрах. Пароход «Ramo» подорвался на немецкой мине уже после войны, глубина - 12-20 метров. Корпус стометровой плавучей оружейной базы «Rio X» составил ему компанию в том же 1946-м, ее обломки лежат на глубине 35-45 метров. Недалече английский траулер «Stella Orion», который оказался на камнях, греческое судно «Galaxy Steam» и пароход «Hadsel», выброшенные штормом на берег… И так далее и тому подобное, не считая десятков полубезымянных рыбацких и грузовых судов малого водоизмещения, чьи обломки разбросаны по каменистому побережью Вестеролена. Сейчас, к слову, норвежские туристические агентства предлагают дайверам за умеренную, как они считают, плату посетить эти места былых несчастий. Так что «Graceful», можно сказать, в определенной степени повезло: корпус ее получил серьезные повреждения, но благодаря норвежским спасателям все же не стал еще одним объектом для вышеупомянутого туристического бизнеса.

Что теперь? Здесь можно только предполагать. Если польские буксировщики докажут, что катастрофа произошла при форс-мажорных обстоятельствах, которые преодолеть было невозможно, все, надо полагать, немалые расходы покроет страховая компания. Нужна ли будет покалеченная «Graceful» анонимному владельцу-толстосуму после ремонта, а таковой, несомненно, потребуется, это вопрос к владельцу. Однозначно, Севмашпредприятие в этой неприятной истории не пострадало. Ни своим имиджем, ни в финансовом отношении.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12