Корабельная сторона
Номер от 11 ноября 2010 г.

Прощай, первая «морковка»!
Многоцелевой сухогруз усиленного ледового класса «Норильск» отслужил верой и правдой мурманским морякам 28 лет. Последний его рейс – в Китай, на судоразделочный завод.

 Возил наш «Архангельск» и руду, и контейнеры, и трубы… Фото из архива Олега Химаныча
Возил наш «Архангельск» и руду, и контейнеры, и трубы… Фото из архива Олега Химаныча

«Норильск» вошел в историю арктического мореплавания как головное судно целой серии сухогрузов, которые строились по заказу Советского Союза корабелами финской верфи «Вяртсиля». За характерную ярко-оранжевую окраску корпусов вся серия из 19 судов получила у моряков ласковое прозвище «морковки». Мощная машина, усиленный корпус, трюмы вместительностью свыше 23 тыс. кубометров, а также способность таких судов работать в ледокольном режиме при минусовых температурах до 40 градусов снискали «морковкам» заслуженную славу у моряков мурманчан и дальневосточников.

По сути, суда этой финской серии, получившей по классификации код SA-15, стали преемниками уже наших, отечественных полярных трудяг дизель-электроходов типа «Амгуэма». Каждую навигацию семейство «морковок» обеспечивало доставку грузов северного завоза в полярные регионы страны, незаменимыми оказались они и в доставке экспортной норильской руды из Дудинки. А еще был случай, когда, оказавшись зимой в водах замерзшего Балтийского моря, «морковки» водили за собой караваны транспортных судов, выполняя обязанности ледоколов.

К слову, среди уникальных для своего времени кораблей многие носили привычные северянам названия: «Кола», «Мончегорск», «Тикси», «Никель», «Кандалакша» и, наконец, «Архангельск» Мурманского морского пароходства. Они были частыми гостями в нашем аванпорту Экономия.

Каждому отпущен свой век. Пришла пора уходить и «Норильску». Он хотя и первенец серии, но на судоразделку, как выясняется, отправился не первым. Сильным и крепким оказался «старик».

Олег АНДРЕЕВ