Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 24 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 11 ноября 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 11 ноября 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Когда флажок не доказательство

Версия для печатиОтправить статью другу
Похоже, в освоении шельфа Россией не обошлось без… жареного петуха

 Фото «КС»
Фото «КС»

Об экономических претензиях нашей страны на ресурсы Арктики мы уже не раз писали. Одна из последних информаций на эту тему: Газпрому понадобился участок акватории Тазовской губы в Карском море и 24 сентября премьер РФ Владимир Путин подписал распоряжение за

№ 1598-р, которое предоставило мегакорпорации «право пользования участком недр» для разведки и добычи углеводородного сырья на Чугорьяхинском газоконденсатном месторождении. Можно сказать, это еще один шаг России в освоении шельфа полярных морей. И предугадать перспективу для нашей области, в том числе моряков и корабелов, тоже можно.

ЭТОЙ ОСЕНЬЮ Архангельск не раз напомнил стране о своей принадлежности к арктической ауре. И прибытием в порт сразу нескольких научных экспедиций, и заявлениями чиновников в ходе международного Арктического форума, который проходил в Москве 22-23 сентября. Собственно, и тема очередных Ломоносовских чтений, которые откроются в нашей области 19 ноября, тоже завязана на арктических вопросах.

Новые гавани НАО

Сначала подробнее о заявлениях, которые сделаны чиновниками. В частности, главы администрации Ненецкого автономного округа Игоря Федорова (цитата): «С 2000 года округ является регионом-донором. Мы уверенно держим лидирующие позиции в России по инвестициям, строительству жилья, по величине заработной платы и доходов на душу населения. Но сдерживающим фактором устойчивого социально-экономического роста округа выступает неразвитость транспортной инфраструктуры, ее морской и континентальной составляющих, что препятствует освоению природно-ресурсной базы».

Что в этой связи предлагает Игорь Федоров? Модернизировать портопункты, которые находятся на арктическом побережье Архангельской области. Еще конкретнее – на побережье НАО, а это Индига, Амдерма, район уже хорошо известного многим Варандея. В рациональности такого предложения трудно усомниться, даже памятуя об относительной мелкости здешних акваторий. Также губернатор предлагает переоснастить воздушные гавани региона и обновить местную авиацию. Это, по его мнению, «откроет возможность увеличить экспорт транспортных услуг и создать резерв транспортных мощностей». Конкретно для этого власти НАО считают целесообразным создать на своей территории казенное предприятие «Аэропорты Ненецкого автономного округа». Причем продвижение в этом направлении, можно сказать, уже началось, поскольку ранее администрация округа подписала соглашение о своих намерениях внедрить единую систему наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в Арктике с помощью космических спутников ГЛОНАСС.

Еще одно заявление, и оно касается уже инвестиционной политики, сделал координатор проекта «Северный морской коридор» (СМК) Владимир Харлов: «Начиная с мая 2010 года СМК и все наши партнеры и представители правительств Великобритании, Голландии, Норвегии, региональной власти и бизнеса очень активно ведут переговоры. Но сложилось сразу несколько вопросов, направлений, решений, которые продвигаются, но из-за своей масштабности, многозначительности требуют времени. Нужно решать конкретные вопросы, связанные с таможенным режимом, вопросы с грузопотоком, с оборудованием космических станций, береговой инфраструктуры. Конечно, нужно инвестировать в инфраструктуру Архангельского морского порта. Здесь речь идет о перегрузочном оборудовании, об инвестировании в контейнерный терминал и в речной морской вокзал, как структурное подразделение Архангельского морского порта. Но если обсуждать эту тему, то областное министерство экономического развития должно четко просчитать те преференции, которые получат инвесторы».

Что и говорить, намерения благие. Правда, есть и пессимистичные встречные вопросы. Скажем, призывы инвестировать в развитие морского порта Архангельска мы слышим далеко не первый год. Как и о планах строительства нового грандиозного глубоководного порта в районе Мудьюга. И что с того?

Не отнять размаха и у другого заявления Владимира Харлова, касательно вопроса, где должна располагаться в будущем региональная администрация Северного морского пути. По его мнению, в Архангельске. Но, как мы помним, даже в лучшие свои годы Севморпутем командовали из далекой от ледовых морей Москвы – здесь квартировало его главное управление. Вряд ли многочисленная чиновничья рать столицы упустит шанс «порулить» теми же ледоколами из фешенебельных апартаментов в черте Садового кольца.

На Норвегию равняйсь!

От слов чиновников к делам вполне конкретным, уже свершенным. Напомним сначала о главной экспедиции 2010 года, имевшей финиш у архангельского причала.

Октябрьским днем в аванпорту Экономия завершило экспедиционный рейс, пожалуй, самое известное сегодня исследовательское судно РАН «Академик Федоров». Длилось плавание три месяца. В Архангельске, к слову, судно не задержалось, после краткой стоянки поспешило в Петербург, чтобы не без спешки взять на борт людей и грузы 55-й Антарктической экспедиции. Сегодня «Академик Федоров» уже в пути – на Крайний Юг планеты. О «внезапно» возобновленном интересе России к Антарктиде разговор поведем в следующих публикациях, но чем же занимались в этом году российские ученые на Крайнем Севере?

Тайны здесь нет: изучением шельфа Ледовитого океана в районе подводного хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Материалы, собранные учеными в этом рейсе, станут основой российской заявки на оформление границ шельфа в специализированной комиссии ООН.

Поясним. Согласно Конвенции по морскому праву Россия имеет вдоль побережья Ледовитого океана 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную экономическую зону. Однако полоса экономических интересов может быть увеличена, если доказать мировому сообществу, что континентальный шельф простирается дальше этих оговоренных 200 миль.

Норвегия, например, так и поступила. В прошлом году специалисты ООН внимательно изучили доводы норвежцев и хотя не во всем с ними согласились, однако то, с чем ООН согласилась, позволило законно приобщить к Норвегии огромный кусок арктического шельфа. Россия до поры до времени научными доказательствами себя не утруждала, опускала на дно Северного полюса флажки, окрашенные в цвета российского триколора, наивно полагая, что застолбила этим свои будущие добычные участки. Остальные страны если не посмеивались над подобными «доказательствами», то уж недоумевали точно. К счастью, нашлись и у нас трезвые головы, и теперь Россия в роли догоняющей. Страна намерена в 2013 году повторить успешные научные доказательства норвежцев. А велик ли куш? Если упомянутый хребет Ломоносова будет признан границей российского шельфа, то страна получит для своей экономики гигантский сектор Арктики общей площадью 1,2 млн квадратных километров! Если докажет, повторимся. А охотников прибрать хребет Ломоносова к своему шельфу имеют, между прочим, и Дания, и Канада, и там тоже ищут научные обоснования. Скаламбурим: не без оснований.

Между тем в июле из Архангельска в Арктику ушла еще одна экспедиция - на «Неотразимом», морском буксире-спасателе МЧС России. Основной вектор ее исследований – экология Севморпути. В традиционный снабженческий рейс из Архангельска к полярным станциям ушел и главный на сегодняшний день наш «арктический грузовик» - дизель-электроход «Михаил Сомов». Однако помимо снабженческих обязанностей он выполнял еще и научные. В частности, некоммерческая московская организация «Полярный фонд» на борту «Сомова» отправила своих специалистов для участия в одном из пилотных экологических проектов, и тоже с конкретной привязкой к Арктике. Однако подробнее о рейсах «Неотразимого» и «Михаила Сомова» в следующих публикациях «Корабельной стороны».

В целом, складывается впечатление, что после длительного научного бездействия в Арктике Россия будто спохватилась. Более того, вспоминается присказка про того самого жареного петуха. И как тут не вспомнить начало 90-х прошлого века и безответственные заявления «папаш» российской либеральной экономики о том, что Севморпуть развивать нецелесообразно. Сама жизнь продемонстрировала профессиональную близорукость «экономистов» типа Егора Гайдара. Вняв им, страна действительно пару десятков лет не проводила масштабных научных экспедиций в Ледовитом океане. И ведь объяснение тому подыскали: якобы на это нет средств (и это в пору разбухшего Стабилизационного фонда! – Прим. О.Х.). А теперь «вдруг» средства, и немалые, появились. Несмотря на пресловутый финансовый кризис. До чего же сильна Россия-матушка! Задним умом.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк, заместитель главного редактора

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Прощай, первая «морковка»!  |  Злая вода  |  Наш флот экономит на «Авроре»?   |
Регион   Когда флажок не доказательство   |  Обвинен в мошенничестве   |  Горожане откликнулись  |  У всех на устах  |  Страшилке жить еще год   |  Надежность во главе всего  |  «Graceful» не дошла до Гамбурга  |  В несколько строк  |  Мурманск ждет «Приразломную»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2010
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com